Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Васильев день

08-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Васильев день
Дореволюционная новогодняя открытка
Тип народно-христианский
Иначе Василь-день, Зажив дня, Василий Кесаретский
также Василий Великий (церк.)
Значение начало Страшных вечеров, Старый Новый год
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами, как Новый год — по всему миру
Дата 1 (14) января
Празднование ходят таусить, усенькать, посевание, ряженье, святочные игры
Связан с зимними святками, встречей Старого Нового года

Васильев день (Овсень) — день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) января. Первый день нового года по юлианскому календарю, начало Страшных вечеров. В этот день ходили посевать по домам.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Обрезание Господне; святителя Василия Великого, архиепископа Кесарию Каппадокийскую (379); преподобномученика Иеремию (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938); мученика Василия Анкирского (ок. 362); святую Емилию, матерт святителя Василия Великого (IV).

Славянские обряды

В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись рано утром вместе, ходили до обедни по домам сеять из рукава, рукавицы или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали посевальную песню или приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина (большуха) старалась поймать разбрасываемое зерно фартуком. Все «засеянное» зерно собиралось и хранилось до посева — его добавляли в первую сеялку. На Васильев день готовили кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастье и благополучии наступающего года для семьи[1].

В некоторых местах было обыкновение накануне ходить по домам (колядовать) и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. Посевание же проводили исключительно утром 1 января.

Во многих домах в этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. У многих в этот день стоял на столе зажаренный поросёнок или свиная голова. При этом все соседи могли прийти в дом и угоститься этим блюдом, заплатив хозяевам немного денег, которые назавтра сдавались в приходскую церковь[2]. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали святого Василия и боялись прогневить его.

Утром каждый член семьи старался встать первым и принести воды из колодца, родника или реки. Кому это удавалось, тот весь год будет бодрым, подвижным. Для новогоднего умывания белорусы в воду клали медные или золотые монеты — чтобы весь год быть «чырвоным і крэпкім», как медь и золото; серебряные монеты — чтобы иметь «белае» (чистое) лицо[2].

Васильев день в быту русского народа считался сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», «он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т. п.[1]

В некоторых регионах Белоруссии в этот день считали необходимым начать «для прыкладу» какую-либо работу, чтобы потом она была успешной весь год[2].

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  2. Калинский И. П. Васильев день // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 139. — ISBN 978-5-902725-05-3.
  3. Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — Записки Русского географического общества по отделению этнографии. — СПб., 1877. — Т. 7.

Ссылки

  • Православный календарь. Обрезание Господне (pravoslavie.ru)

Васильев день.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12