Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Страстная неделя в славянской традиции

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Страстная неделя
Н. К. Пимоненко. Страстный четверг. 1887(?) г.
Тип народно-христианский
Иначе Красная неделя
Значение Подготовка к встрече Пасхи (Великодня)
Отмечается христианами, восточными славянами
В 2014 году с 12 апреля по 19 апреля
Традиции убирают в доме, обязательное купание, поминание предков, ставят качели, красят яйца, пекут куличи
Связан с Пасхой (Великднём)

Страстная неделя (вар. Красная неделя, Червоная, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, полес. Русальна недзеля[1], христ. Страстная седмица, Святая неделя) — следует после Вербной, седьмая последняя неделя перед Великоднём (Пасхой), продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью.

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы. Считалось, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени[2].

Чистый, Страшной, Великий понедельник, «Жиловий понеділок»

Начинается предпасхальная неделя («страстная седмица»). Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча[3]. Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!»

На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам — «Мертвецький Великдень»[4].

Чистый вторник

Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным[5].

Страстная среда, Дровяная страсть (белорус.)

В страстную среду обливают скотину снеговой водой. В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовилась «великая вечеря» из 12 постных блюд, на которой поминали умерших родственников. С вечера начинался и продолжался до самой Пасхи строгий пост.

В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут.

Чистый четверток

Чистый четверток, в зависимости от региона, называли: «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)

До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг — это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла — „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла — „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Резали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным[6].

«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».

Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26

В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой огонь» взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи[7]. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки[8]. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу[9], и особо приготовленной соли[10]. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил[11] и т. д.

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень (навь, др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших из «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинскихлемков) материалах[2][12].

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[12] (также см. Поливальный понедельник). Вероятно «чистый четверг» — не что иное, как отголосок языческого Навиного дня. По одной из легенд бог-громовник Перун просыпался от зимней спячки только после того, как его намочит первый дождь и в первую же грозу поражал всякую нечисть.

В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».

Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца — «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик (метлу, уличный веник) или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года.

Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.

Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.

Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль называют «четверговой» солью. В случае недомогания её (как и «благовещенскую») употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры[13].

В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.

Главная забота Чистого четверга — подготовка к приготовлению творожной пасхи и куличей, окраска яиц.

Страстная пятница

Страстная пятница (белор. Вялікая пятніца, Жильника) — самый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа. Запрет на основные женские и мужские работы, на пение.

В этот день, как и в остальные три дня до Великодня, не готовили обед, довольствуясь хлебом, капустой, огурцами. Также нельзя в этот день есть рыбу. Ни шить, ни прясть в этот день нельзя было. Считается большим грехом рубить дрова или что-либо тесать топором. В старину в сёлах в Страстную пятницу выполняли лишь две работы: пекли куличи (там, где не делали творожную паску, кулич называли пасхой или паской) и сажали рассаду капусты. Изготовление кулича особой формы связано с верой в чудодейственные возможности обрядовой освящённой еды. Как только хозяйка посадит куличи в печь и прикроет их освящённой вербой, то сразу идёт на огород и сажает рассаду — «чтобы капуста была здорова, как паска». Кулич в печи накрывается веточками, которые потом сохраняют и, при необходимости, используют для обкуривания от нечисти. Если верх кулича спадёт или он будет пустой внутри, то это предвещает несчастья — кто-то умрёт в семье, считали на Слобожанщине.

Посеянный на Великую пятницу хлеб, как считали на Витебщине, не боится ни ветра, ни дождя, ни града. На Полесье же говорили, что если в Великую пятницу сеять горох — он очень хорошо уродит[3].

О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет»[14].

Страстная суббота

К. В. Лебедев. Перед Пасхой, 1916.

Страстная суббота (белор. Чырвоная субота, Вялiкдзень валачобны, укр. Великодня субота, серб. Врбица[15]) — канун Великого дня.

В субботу перед Великднём готовят крашенки — крашеные яйца. «Крашенки надо готовить в субботу потому, что яйца, покрашенные в пятницу, быстро портятся, а приготовленные в субботу, они сохраняются на протяжении всех праздников».

Яйцо, покрашенное в красный или жёлтый цвет — символ обновления жизни. Яйцо, по мнению славян, с его способностью превращаться в птицу, несло сакральный смысл. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в чудесную способность в перевоплощение. Эта способность могла перейти на всё, до чего касается яйцо.

Первое крашеное яйцо сохраняют и, когда необходимо, используют для лечебных целей. На Харьковщине принято сохранять скорлупу от освящённых яиц для лечения не только людей, но и скотины. Согласно преданиям, в освящённом яйце есть сорок милостей и в нём пребывает «Святой Дух». Наступить ногой на крашеное яйцо — считается большим грехом. По мнению селян, его Бог покарает болезнью.

В некоторых местах люди сохраняют крашенки из года в год и как случится пожар, перекидывают его через огонь, считая, что огонь погаснет. Используют освящённые яйца и от разных недугов: кладут скорлупу на огонь и дымом обкуривают от куриной слепоты. Верят, что такое яйцо может успокоить зубную боль. У кого болит спина, — зашивают яйцо в карман и носят при себе до тех пор, пока не пройдёт болезнь.

На Украине, особенно в Карпатах, к Великодню расписывают яйца сакральными узорами, такие яйца называют «писанками», в отличие от просто крашеных яиц — «крашенок». Искусство писанки — искусство обрядовое. Почитание писанки связано с поклонением Ладе — языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времён и поколений. Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия…

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворённые, яйца молоденьких курочек, снесённые в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, «немую» воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега. Писанка, в отличие от крашенки, — непременно сырое яйцо. Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.

В Белоруссии накануне Великодня жгли костры[16]. Всю ночь в домах горел свет. Считалось, что «Червоная суббота» — это напоминание о нахождение Избавителя в домах. Почти повсеместно в деревнях на Святую ночь жгли по площадям смоляные бочки (в иных местах жгут на Благовест), что вероятно символизирует разбивание Перуном бочки, в которую он был заточён и освобождался после весеннего равноденствия); уголья от них потом собирали и, отнеся домой, берегли вместе со свечами, с которыми стояли заутреню. Некоторые клали эти уголья под стрехи крыш, будучи уверены, что предохраняют свой двор от грозы.

На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевшы белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год[3].

В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. В некоторых деревнях существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал «закликания мороза» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселём, призывая мороз:

Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.

После этого кисель «отдавали» морозу — выплёскивали на огород или улицу.

У русских известен запрет спать в пасхальную ночь, а также обыкновение купать или обливать водой тех, кто проспал всенощную. На Украине и в Белоруссии считалось, что в пасхальную ночь нельзя спать, иначе проспишь весь год, проведёшь его в полусонном состоянии, дети будут страдать от бессонницы и т. п. Бодрствование во время всенощной обеспечивало человеку бодрость и подвижность на предстоящий год, что связано с общей побудительной семантикой концепта «воскресения». На западе Полесья, в Польше, Словении и др. запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и т. д.[17]

Угощенье водяного

В Никитин день (3 [16] апреля), а иногда на Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. Для угощения «дедушки» покупался целой рыболовной артелью в складчину старая, отслужившая свои службы кляча, — покупалась «без торгу», за первую спрошенную цену. Трое суток откармливалась лошадь конопляным жмыхом и хлебом. Затем, в последний вечер намазывали ей голову солёным медом и украшали гриву мелкими красными ленточками. Перед самым «угощением» спутывали лошади ноги верёвками и вешали ей на шею жернов. В полночь лошадь вели к реке. Если лёд сошёл, то садились в лодки и тянули за собой лошадь на середину реки; если же лёд ещё не сошёл, прорубали прорубь и сталкивали в неё «подарок дедушке». После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье. Люби да жалуй нашу семью!». Плохой приметой было, если лошадь долго не тонула — «речной воевода не жалует угощения».

Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он — изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку — просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода[18][19].

Поговорки и приметы

Страшной понедельник на двор идёт, всю дорогу вербой метёт. С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела! О пятнице на страстной неделе: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет». В Великий четверток полнолуние — весною большая вода. Если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы (пенз.). Печная зола со Страстного Четверга, Пятницы и Субботы охраняет капусту от червей. Петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

См. также

Примечания

  1. «Руса́льна недзе́ля, йих тры: велико́-дня, на Тру́йцу и на Рожэство́». –См.: Толстая С. М. Полесский народный календарь — М.: Индрик, 2005 — С. 216.
  2. 1 2 Агапкина, 2002
  3. 1 2 3 Васілевіч, 1992
  4. Воропай, 1958, с. 257
  5. Сахаров, 1885
  6. Христова, Ревнева, 2005
  7. Четверговая свеча // Российский Этнографический Музей
  8. Вытирание огня // Российский Этнографический Музей
  9. Четверговый хлеб // Российский Этнографический Музей
  10. Четверговая соль // Российский Этнографический Музей
  11. Верес // Российский Этнографический Музей
  12. 1 2 Воропай, 1991
  13. Агапкина (Костер), 2004, с. 621
  14. Борисовский, 1870
  15. Народни обичаји и веровања
  16. Народная Русь — Смоленск: Русич, 1995.
  17. Славянские древности. Этнолингвинистический словарь под редакцией Н. И. Толстого — М.: Международные отношения, 1995.
  18. Коринфский, 1995
  19. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996.

Литература

  • Агапкина Т. А. Костер // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, Том 3 — М.: 1995.
  • Борисовский А. Приметы, обычаи и пословицы в пяти волостях Нижегородского уезда. — Нижний Новгород: Нижегородский статистический комитет, 1870.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу. — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу. — К.: Оберіг, 1991.
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
  • Історія української літератури, В 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. — К.: Либідь, 1993. — Т. 1.  (укр.)
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
  • Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. — М.: Мир, 2001. — 63 с. — ISBN 5-03-003407-2.
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. — 2001. — № 9, 16, 23 октября.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология — М.: Наука, 1990.
  • Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Красавік // Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903. — 530 с. // Переиздание — М.: Терра, 1996. — 272 с. — ISBN 5300007978
  • Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю. У. — Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002.
  • Погодин М. П. Древняя русская история до монгольскаго ига — М.: Синодальная тип., 1871.
  • Решетников Н. И. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. — М.: Олма-пресс, 2005. — 608 с. — ISBN 5-224-04295-X.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993.
  • Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Славянские древности. Этнолингвинистический словарь под редакцией Н. И. Толстого — М.: Международные отношения, 1995.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К — П. // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М.: Наука, 1986.
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7-21.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. — ISBN 5-7345-0063-1.

Ссылки

  • Страстная неделя // Российский Этнографический Музей
  • Четверговая соль // Романовский Фонд Святой Горы Афон
  • Четверговая соль // blog.ru

Страстная неделя в славянской традиции.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12