Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Страсти Господни

23-10-2023

«Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из  «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне — святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют Орудия Страстей.

Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strad-tь «страдание») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

Содержание

События, составляющие Страсти Христовы

Список Страстей

События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях.[1]

Название Иллюстрация Евангельский текст День
1 Вход Господень в Иерусалим И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! …осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм… (Мк. 11:7-11) воскресенье
2 Вечеря в Вифании / Омовение ног Иисуса грешницей[K 1] Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Мф. 26:6-7) среда[K 2]
3 Омовение ног ученикам Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Ин. 13:3-5) четверг
4 Тайная Вечеря Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. (Лук. 22:13-14) четверг
5 Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного. (Ин. 16:32)

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)

четверг
6 Моление о чаше И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (Мк. 14:35-36) четверг
7 Поцелуй Иуды и арест Иисуса … вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. (Мф. 26:47-49) четверг
8 Иисус перед Синедрионом (первосвященниками) И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. (Мк. 14:53) пятница
9 Отречение апостола Петра И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. (Мф. 26:75) пятница
10 Иисус перед Понтием Пилатом От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чём вы обвиняете Человека Сего? (Ин. 18:28-29) пятница
11 Бичевание Христа Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. (Ин. 19:1) пятница
12 Поругание и увенчание терновым венцом …надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:28-29) пятница
13 Крестный путь (Несение креста) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Ин. 19:17) пятница
14 Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет. (Ин. 19:23-24) пятница
15 ГолгофаРаспятие Христово Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. (Мк. 15:25-28) пятница
16 Снятие с креста Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. (Ин. 19:38) пятница
17 Положение во гроб …обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк. 23:53) пятница
18 Сошествие в ад В Новом Завете об этом сообщается только апостолом Петром: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. (1Петр. 3:18-19) суббота[2]
Воскресение Иисуса Христа И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём … обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. (Мф. 28:2-6) воскресенье

Фактически Страсти Христовы должны заканчиваться его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и погребением тела Иисуса. Но религиозное искусство, опираясь на церковные каноны и толкования богословов, как в Западной Европе[3], так и в православии[4] традиционно включало в страстной цикл две сцены его загробного существования: воскресение из мёртвых и предшествовавшее ему путешествие в загробный мир и обратно (хотя сюжет Сошествия в ад, являющийся у православных одновременно и иконой Воскресения, у католиков пользовался гораздо меньшей популярностью). Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы».[5]


Промежуточные и примыкающие сюжеты

«Страсти», анонимный художник XV в., Нидерланды

В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах. (См. полный список с включением названий рассказанных притч[6])

Промежуточные эпизоды Страстей:

Примыкающие и апокрифические эпизоды:


Символизм страстей

Икона «Распятие с предстоящими» (слева: жены-мироносицы утешают Богородицу, справа: скорбящий Иоанн Богослов, за ним сотник Лонгин с копьём)

Торжественный Вход Господень в Иерусалим был совершён во исполнение ветхозаветных пророчеств (см. ниже) о том, как должен прийти Мессия. Помазание миром подготовило тело Иисуса к погребению, о чём он сам говорит в Мф. 26:12 и Мк. 14:8. Когда Иисус совершил Омовение ног ученикам, это явилось знаком смирения и кротости. Во время Тайной вечери было установлено таинство Евхаристии и ученики причастились Тела и Крови Христовых. Моление о чаше с просьбой отвратить её — одно из доказательств соединения во Христе двух природ, Божественной и человеческой:

Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову.[11]

Иоанн Дамаскин

Облачение в багряницу, возложение тернового венца и обращение «радуйся, Царь Иудейский!» пародируют обращение к императору и являются надругательством над царским достоинством Христа («Сына Давидова» Мф. 1:1). Осуждение Иисуса на казнь именно на кресте было не менее позорным. Распятие Христово, согласно христианскому вероучению, явилось искупительной жертвой, принесённой Богом за грехи всех людей, а последующее его Воскресение стало победой над смертью:

В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых.[12]

Григорий Богослов

В гимнографии и иконографии Восточной церкви Страсти порой не имеют ярко выраженного оттенка унижения. По мнению В. Н. Лосского, для православных даже смерть на кресте и положение во гроб обретают характер торжества, в котором величие Христа просвечивает сквозь образы уничижения.[13] Это нашло своё отражение в следующих песнопениях Триоди постной:

Песнопения Великой пятницы Комментарии В. Н. Лосского
Совлекоша с Мене ризы Моя, и облекоша Мя в ризу червлену. Возложиша на главу Мою венец от терний, и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их яко сосуды скудельничи[14] Христос, поругаемый солдатами, в конце песнопения становится уже грозным царём, готовым судить мир на Страшном суде
Одеяйся светом яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда; беззаконнии же людие на кресте пригвоздиша Господа славы; тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая: Тому поклонимся Христос предстаёт Творцом, стоящим посреди мира, охваченным ужасом от таинства его смерти
Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий Дело искупления Христа отождествляется с делом творения мира

Ветхозаветные пророчества о страданиях Христа

Ветхозаветные пророчества о событиях, описанных в Новом Завете, называются паремиями, и их чтение включается в состав православного богослужения. Паремии Страстей в православной церкви читаются во время Царских Часов и Великой вечерни в Великую пятницу[источник не указан 23 дня].

Христиане находят в Ветхом Завете предсказания не только о пришествии Мессии, но и о его страданиях и смерти. Уже сами евангелисты, говоря о тех или иных эпизодах Страстей, иногда указывают, что это произошло во исполнение сказанного в Писании. Многие из ветхозаветных пророчеств делались аллегорически в контексте ветхозаветных жертв, которые сами представляли собой прообраз искупительной жертвы Христа.[15]

Для верующих свершение этих пророчеств — подтверждение истинности пришествия предсказанного Мессии. Сторонники научной критической точки зрения [кто?] видят во многих эпизодах (таких, например, как въезд в Иерусалим на ослице с ослёнком (Мф 21:2—8)) следы подгонки и позднейшей компиляции евангельских событий. Однако во многих случаях, исследователи говорят скорее о подгонке понимания Ветхого Завета под евангельские события[16], а не наоборот (например, толкование 53-й главы книги пророка Исайи как пророчества об искупительной жертве Мессии)[источник не указан 23 дня].

Событие Паремия
1 Предательство Иуды
  • …ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. (Пс. 108:2-4)
  • …как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня. (Иер. 11:19)
  • …дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. (Зах. 11:12-13)
2 Бичевание и поругание
  • Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис. 53:5-7)
  • Все, видящие меня, ругаются надо мною. (Пс. 21:8)
3 Распятие
  • …пронзили руки мои и ноги мои. (Пс. 21:17)
  • И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. (Пс. 68:22)
4 Разыгрывание одежд …делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс. 21:19)
5 Положение во гроб Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (Ис. 53:9)
6 Воскресение …когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу… (Ис. 53:10-12)

Наиболее полное пророчество о Страстях Христовых содержится в 50-53 главах книги пророка Исаии[источник не указан 23 дня].

Новозаветные пророчества о страданиях Христа

Фреска «Оплакивание Христа». Церковь святого Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г.

Новозаветные пророчества о Страстях Христовых содержатся в обращениях Иисуса к своим ученикам.[17] Согласно Писанию, он неоднократно говорил им о том, что должен пострадать, умереть и воскреснуть. По словам евангелиста Марка, он «говорил о сем открыто». Однако ученики не понимали его пророчеств:

Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое
(Мк.8:32-33)

Очень часто в Евангелиях Христос называется Агнцем, а Иоанн Предтеча прямо называет его «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Это указывает на прямую связь крестной смерти Иисуса Христа с ветхозаветными жертвоприношениями. Агнец — распространённое жертвенное животное Ветхого Завета, доступное для жертвоприношения простым людям, а основной целью жертвоприношений было искупление грехов (см. «Жертва за грех»). В Новом Завете в такую искупительную жертву был принесён уже Сын Божий[18]: «Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр. 9:12).

Большинство предсказаний Христа о своих Страстях приведено в Евангелии от Марка, наиболее коротком и, по мнению многих исследователей[19], самом раннем из Евангелий.

Событие Пророчество
1 Предательство, смерть и воскресение
  • С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мф. 16:21)
  • Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. (Мф. 17:22-23)
  • И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мк. 8:31-32)
  • Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк. 9:31)
  • Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. (Мк. 10:32-34)
  • Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. (Ин. 2:19-21)
  • Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. (Мк. 9:9)
2 Трёхдневное пребывание во гробе Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Мф. 12:38-40)
3 Бегство учеников И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моём, Я предваряю вас в Галилее. (Мк. 14:27-28)
4 Отречение Петра Пётр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. (Мк. 14:29-30)

Орудия страстей

Лоренцо Монако, «Пьета» с орудиями Страстей
Распятие с орудиями страстей, 1717 г., Бремен, капелла св. Венделина
Икона «Христос в темнице с Орудиями Страстей» (начало XIX века)

Орудия Страстей (лат. Arma Christi) — важные атрибуты Страстей Господних, инструменты мученичества Иисуса Христа.

Изображение орудий страстей имеет долгую традицию в иконографии, по крайней мере, начиная с IX века (Утрехтская псалтырь, 830 год). Миниатюрные изображения орудий наносились на распятия и чётки, иконы и ретабло в качестве знака платы, внесённой Иисусом за грехи рода человеческого[источник не указан 23 дня].

В православной традиции с XVII века композиции с изображением орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах, на окладах Евангелий и икон, позже — на лубочных листах.[20] Орудия страстей также изображают на этимасии — Престоле Уготованном, встречающемся как самостоятельно, так и в составе композиции «Страшный Суд» и других сложных символико-догматических композиций.[21]

В число орудий страстей входят[источник не указан 23 дня]:

Название Предназначение Местонахождение
Меч, иногда с ухом Им апостол Пётр отсёк ухо Малху, слуге первосвященника
Столб К нему был привязан Иисус во время бичевания В капелле Сан-Дзено базилики Санта-Прасседе в Риме и церкви св. Георгия в Стамбуле
Бич Или пучок розог
Рука Изображение кисти руки, которая бичевала Иисуса или дала деньги Иуде
Терновый венец Увенчание с целью унижения В Нотр-Дам де Пари, а отдельные шипы во многих церквях мира
Крест Обычная римская казнь Части Животворящего Креста находятся во многих церквях мира
INRI Табличка с этой надписью — для дополнительного унижения Крупный фрагмент в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме
Гвозди Удерживали тело на кресте Гвозди находятся во многих церквях мира, однако их общее количество говорит о наличии огромного числа копий. Один гвоздь хранится в Успенском соборе Московского Кремля
Копьё Лонгина Римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Существует 3 копья, претендующих называться истинными: в соборе святого Петра в Риме, во дворце Хофбург в Вене и в Вагаршапате (Армения)
Губка Смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды Фрагмент со следами крови — в базилике Сан-Джовани-ин-Латерно в Риме. Часть «губы» — в ковчеге Дионисия Суздальского в Московском Кремле
Миска Для уксуса или вина
Грааль Чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Неизвестно. Предмет многовековых поисков.
Одежды Иисуса и игральные кости Их разыгрывают солдаты Риза Господня попала в Россию в XVII веке, в настоящее время разделена на несколько частей. Бесшовный хитон — в г. Трире. Фрагмент багряницы в Латеранской базилике (Рим).
Петух Пропел трижды при отречении апостола Петра
Лестница Использовалась для снятия мёртвого тела с креста
Клещи Ими вынимали гвозди из рук Иисуса
Миска с мирро Иосиф Аримафейский или жены-мироносицы обтирали тело
Плащаница Саван, пелена, в которое было завёрнуто тело В соборе Иоанна Крестителя в Турине
30 сребренников Плата Иуды, «Цена крови». Могут быть в кошельке
Чаша В ней умыл руки Понтий Пилат
Фонарь со свечой Символ предательства в Гефсиманском саду

Реликвии Страстей

Реликвии Страстей — артефакты, относящиеся к мученичеству Христа, сохраняемые церковью для почитания и использования в обрядах. Как считается, все они относятся к I в. н. э., несмотря на то, что точная датировка многих из этих реликвий издавна ставится учёными[кем?] под сомнение.

Почитание реликвий Страстей Христовых и в особенности Животворящего креста имеет огромное значение в христианстве. Частицы орудий Страстей являются объектом религиозного поклонения в православии и католицизме. В Средние века они играли значимую роль в политической жизни государств, а также в частной жизни правителей, становясь значительной материальной ценностью, упоминающейся в завещаниях, брачных контрактах, мирных договорах и т. д. Частицы реликвий обязательно были и в молельне главы государства, и в его наперсном кресте. В качестве символа освящения власти реликвии Страстей играли значительную роль в церковно-государственной обрядности[источник не указан 23 дня].

Большинство реликвий Страстей, как гласят легенды, было найдено равноапостольной Еленой во время её путешествия в Иерусалим. Так, в 326 году ею был обнаружен Животворящий Крест, четыре гвоздя и титла INRI.[22] Самой Еленой крест был разделён на две части, а в последующие годы — уже на огромное множество фрагментов, что породило волну фальсификаций как частей креста, так и других реликвий, связанных с земной жизнью Христа и его Страстями. В отношении ряда реликвий до сих пор нет единого мнения об их происхождении. Например, в отношении Святой лестницы (лат. Scala Santa), хранящейся в капелле Сан-Лоренцо (Рим), существует предание, что она была привезена в 326 году из Иерусалима святой Еленой и именно по ней поднимался на суд Иисус Христос во дворец Понтия Пилата[23] и на её ступенях остались следы его крови. Однако ряд современных[когда?] исследователей[кто?]считают её одной из старых лестниц Латеранского дворца, сделанной реликвией только около XI века.[24]

В России большое собрание реликвий Страстей находится в ковчеге Дионисия Суздальского — большом мощевике с реликвиями, привезёнными в 1383 году из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах.[25] В нём кроме части Животворящего Креста находятся ещё 16 реликвий, в том числе довольно экзотические: «влас исторган из брады Христа Бога и вода стекшая из ребро на распятье… кровь Христова прободенным копьем стекшая с пречистых ребер… губа юже омочиша во очет и напоиша Христа на кресте распята».[26] Ковчег Дионисия на протяжении столетий находился в Благовещенском соборе и ныне хранится в Московском Кремле.[27]

Наиболее показательной с точки зрения атрибуции реликвии как аутентичной является история научного исследования Туринской плащаницы.[28][29]

Католическая традиция относит к реликвиям Страстей «Плат святой Вероники», которым она утёрла залитое кровью и потом лицо Христа во время его пути на Голгофу. По преданию, лицо отобразилось на ткани. При изображении плата Вероники лик Христа часто пишется в терновом венце и со следами крови. Считается, что легендарный плат Вероники хранится в соборе святого Петра в Риме.[30]

Страсти Христовы в богослужении и духовной литературе

«Христос во гробе». XV век. Двусторонняя икона, на обороте «Распятие с предстоящими»

Почитание Страстей Христовых в христианстве отражается в общем траурном характере великопостного богослужения и особенно в службах последних дней Страстной седмицы[источник не указан 23 дня]. Православная и Католическая церкви имеют свои собственные обряды, совершаемые в эти дни.

Православие

События Страстей Христовых вспоминаются на протяжении всей Страстной седмицы, постепенно готовя верующих к празднику Пасхи. В Великую среду за богослужением последний раз читается молитва Ефрема Сирина и прекращаются земные поклоны (за исключением поклонов перед плащаницей). В Великий четверг вспоминают Тайную вечерю, умовение ног ученикам, моление о чаше в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день служится предпоследняя (последняя совершается в Великую Субботу) перед Пасхой литургия (по Типикону — литургия Василия Великого), а в кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног». Особое значение имеют богослужебные традиции Великой пятницы, когда церковь вспоминает суд, распятие и смерть Иисуса Христа.

Богослужение Великой пятницы

Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных для христиан страстей и крестной смерти Иисуса Христа. На утрени совершается чтение Двенадцати Евангелий, литургия в этот день не совершается, а на вечерне выносится плащаница и поётся особый канон «О распятии Господа». По благочестивой традиции верующие с вечера Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи до Пасхи[31]. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:

Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса, спит Жизнь и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, им же совершив все упокоение вечное, даровал еси нам, Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение.

— Одно из песнопений Великой пятницы

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.

«Епархии»)

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть[32]. В особом каноне, называемом «трипеснецем Космы Маиумского», читаемом после восьмого Евангелия Страстей, изображается величие страданий Спасителя и вся тщетность замысла евреев задержать в земле Сына Божья[источник не указан 23 дня].

В богослужебных песнопениях также вспоминаются Страсти Христовы:

  • Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий

Прокимен, поющийся после 6-го чтения Евангелия

  • Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

Светилен, поющийся после 9-й песни «трипеснеца»

«Вынос Плащаницы»
Плащаница, положенная на «гробнице»

Плащаница — плат с изображением Христа, снятого с креста. Выносится на вечерне Великой пятницы, которая обычно совершается днём, для поклонения верующим. Для неё в центре храма устанавливается возвышение — «гроб», украшаемый цветами.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле. Все песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы.[K 4]

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа[источник не указан 23 дня].

Пассия

Пассия (лат. passio — «страдание», «страсть») — особое, не предусмотренное Уставом чинопоследование, обычно соединяемое с акафистом Страстям Христовым. Составлена в середине XVII века киевским митрополитом Петром. Как считается, имеет латинское происхождение. В богослужебной практике старообрядцев отсутствует.

Чин пассии совершается четыре раза — по числу Евангелистов. В Типиконе РПЦ нет указаний, когда и как следует служить пассию, поэтому чин пассии совершается обычно по установившейся местной богослужебной практике. Обычно она совершается по вечерам во второе, третье, четвёртое и пятое воскресение, или пятницу Великого поста.

Чинопоследование пассии соединяется с повечерием либо с вечерней. На время совершения пассии, как и во время утрени Великого пятка, посередине церкви ставится крест. К положенным в этот день песнопениям прибавляются чтения и пения, составляющие отличие пассии: песнопения Страстной седмицы, чтение евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафист Страстям Господним. Как правило, служащий пассию священник произносит проповедь о спасительном значении искупительных страданий Иисуса Христа[источник не указан 23 дня].

Отличие читаемого за пассией акафиста Страстям Христовым состоит в том, что в нём икосы не завершаются чредой двенадцати хайретизмов, то есть возгласов, начинающихся словом «радуйся» (греч. Χαῖρε) как формы приветствия[34].

Старообрядцы

Икона «Распятие» со сценами Страстей, Польша

Не приняв церковной реформы патриарха Никона, старообрядцы сохранили все бывшие до неё в Московской Церкви богослужебные традиции почитания Страстей Христовых. По причине отсутствия возможности долгое время совершать полноценные богослужения творчеством старообрядцев было создано много духовных стихов и песен, основанных как на канонических евангельских текстах, так и на апокрифических сказаниях. Ряд из них посвящён и Страстям Христовым:

На позорном лобном месте
На горе Голгофе —
Обесславлен, обесчещен
Исус, Сыне Божий.
Весь в кровавых язвах,
На кресте бысть распят.[35]
Апокрифический сборник «Страсти Христовы»

«Страсти Христовы» — апокрифический сборник, повествующий о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его распятии, Воскресении и схождении во ад. Состоит обычно из 32-х глав. Составление сборника относится к XVII веку, распространение получил в среде старообрядцев (занимает существенное место среди изданий старообрядческих типографий во Львове, Почаеве, Супрасле в XVIII—XIX веках).

«Страсти Христовы» (единоверческая типография, Москва, 1901 год)

В книге особенное место занимают эпизоды, почти не затронутые в канонических Евангелиях. Среди них стоит отметить:

  • «О поставлении друга Христова Лазаря архиереем в Китейский град»;
  • «О возвещении господа нашего Исуса Христа пречистой своей матери, яко идёт на страсть вольную, и о поручении ея Женам мироносицам»;
  • «О воскресении Христовом и сошествии его во ад»;
  • «О пришествии из Иеросалима в Рим к кесарю Марфы, Марии»;
  • «О раскаянии и страдании Пилатове»;
  • «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».

Основу сборника составили несколько апокрифических сказаний. Основой повествования о схождении Христа во ад и изведении праведников взято из так называемого «Евангелия от Никодима» (II век). Кроме «Страстей Христовых» это сказание стало источником некоторых богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов.

В настоящее время сборник продолжает читаться в среде старообрядцев в дни Великого поста и особенно Страстной Седмицы.

Католицизм

Великая пятница

Распятие, закрытое покровом перед началом службы Поклонения Кресту

Богослужение Страстной пятницы посвящено воспоминанию Страстей Господних, это единственный день в году, когда в Католической церкви не совершается Евхаристия. Алтарь полностью обнажается, с него снимаются все покровы, кресты и подсвечники. На Литургии Слова проходит чтение «Страстей Господних» (см. далее). Между Литургией Слова и Евхаристической Литургией проводится специальная служба, совершаемая только в этот день — Поклонение Кресту. К алтарю выносят закрытый покровом крест, который постепенно открывается при возгласах: «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Затем поются так называемые «укоры» (или импроперии — лат. improperia), особые песнопения, содержание которых подчёркивает любовь Божию к людям и неблагодарность иудеев по отношению к Спасителю. Все прихожане по очереди целуют Крест, как главное орудие Страстей и спасения человечества.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твоё славим.
Антифон поклонения Кресту

По окончании поклонения священник произносит «Крестопоклонную проповедь», в которой идёт речь о Страстях Господних и о Христовой жертве для спасения человечества. После окончания мессы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение.

Чтение Страстей Господних

«Страсти Господни» — особая служба, на которой последовательно читается одно из четырёх Евангелий, начиная с прощальной беседы Христа с учениками после Тайной Вечери и заканчивая погребением Господа во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтение Страстей проводится дважды в году — в день празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и в Страстную Пятницу. Служба проводится без обычных для Евангельских чтений каждения и возжигания свечей. Чтение могут совершать священник, диакон или чтецы. В последнем случае Страсти обычно читаются на несколько голосов, рекомендуется (хотя это и не является строго обязательным), чтобы слова Христа произносил священник. При словах, повествующих о смерти Христа, все прихожане становятся на колени. За Страстями обычно следует краткая проповедь священника.

Крестный путь

Крестный путь — особое католическое богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты Страстей Господних. Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.[36]

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу — день распятия и смерти Христа.

Современная процессия в Германии

Стояния крестного пути:

  • I: Господа Иисуса осуждают на смерть
  • II: Иисус берёт крест на свои плечи
  • III: Иисус падает в первый раз
  • IV: Иисус встречает свою Мать
  • V: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест
  • VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
  • VII: Иисус падает второй раз
  • VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
  • IX: Иисус падает третий раз.
  • X: Иисуса Христа обнажают.
  • XI: Иисуса прибивают ко кресту.
  • XII: Иисус умирает на кресте.
  • XIII: Иисуса снимают с креста.
  • XIV: Погребение Иисуса Христа.[36]

Во многих странах с большим католическим населением, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги, ведущей к святилищу, устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

В Иерусалиме в Страстную Пятницу проводится богослужение крестного пути на улицах города вдоль предполагаемой дороги, которой вели Христа на Голгофу, так называемой «Via Dolorosa».

Мистерии и музыка

В Западной Европе костюмированные представления и музыкальные постановки на тему Страстей Господних (см. Страсти (музыкальное произведение)) являются широко распространёнными, ведя свою историю со Средних веков.

Страсти Христовы в искусстве

Дуччо, оборот «Маэсты»
Мемлинг, Страсти Христовы

Считая, что «живопись — это Библия для тех, кто не умеет читать», Церковь активно использовала искусство, чтобы рассказать о Страстях массе неграмотного народа. Поэтому ряд Страстей Христовых часто становился темой циклов художественных произведений и самостоятельных картин. Уже с IVV веков в изобразительном искусстве появляются отдельные эпизоды Страстей[38]. К наиболее ранним страстным циклам относятся мозаики равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (рубеж VVI веков).

Мастера могли как посвящать каждой из Страстей отдельную работу, либо же совмещать в одном произведении сразу несколько сюжетов (см. миниатюра Жана Фуке[39]). А на иконах, ретабло, алтарных образах и в произведениях декоративно-прикладного искусства сюжеты также могли располагаться клеймами подряд, в повествовательном цикле.

Мастерами, иллюстрировавшими Страсти первыми — и в наиболее полном объёме — в западноевропейском искусстве оказались Джотто (капелла Скровеньи) и ДуччоМаэста»). Если не считать Дюрера с его гравированной серией Страстей, художники следующих поколений не смогли повторить столь масштабный труд по созданию глобальных циклов, но создавали работы по отдельным сюжетам. В их число входят серия гравюр Мартина Шонгауэра, Луки Лейденского, Кранаха, станковая живопись Ганса Мемлинга, Эль Греко, Грюневальда, Брейгеля, Гольбейна, Босха, Тициана, Тинторетто (страстной цикл в церкви Сан-Поло, Венеция), Караваджо, Рубенса, Рембрандта и многих других. Эти полотна выполнялись по сразу узнаваемым иконографическим схемам, обусловленным евангельскими рассказами, и разница между ними вызвана лишь композицией, индивидуальной манерой авторов и стилевым направлением исторической эпохи. Атрибутика, костюмы и набор второстепенных действующих лиц оставались в принципе неизменными и выполненными согласно канону.

В православии

В русской иконописи, питаемой православием, в отличие от западного искусства, нельзя найти полный набор изображений страстей, поскольку православие имеет другую точку зрения на их визуальную передачу — меньше эмоциональности и больше скрытого величия Христа[источник не указан 23 дня]. Основная форма изображения Страстей — так называемые Страстн́ые иконы, имеющие клейма, посвящённые событиям страстей, а центральной композицией — Воскресение или же Распятие.

Известен тип Страстно́й иконы Пресвятой Богородицы, называемой так, потому что по сторонам лика Девы Марии изображаются два летящих ангела с Орудиями страстей (Страстной монастырь получил свое имя в честь этой иконы).

Страстная икона Божьей Матери

Страстям Господним посвящался отдельный чин иконостасов, как правило, 6-й ряд[21] (иконостас Большого собора Донского монастыря в Москве, Софии Новгородской[40], храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Москве, Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов, Успенского собора Ростова Великого, Распятской Теремной церкви и др.). Этот Страстной чин являлся увенчивающим. В его центре помещалось более крупное или же резное изображение Распятия. Возник он как самостоятельный ряд после Московского Большого собора (16661667 годы), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа».[41] До этого являлся частью Праздничного цикла. С конца XVII века иконам Страстей, которые служили одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы — круга, эллипса и проч., обрамляя их резными золочёными картушами-рамами в ярко выраженном барочном стиле.

Кроме того, Страсти — обычная тема фресковых циклов при росписи церквей, причём хронологическая последовательность может не соблюдаться (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, церковь Спаса на Нередице[42], церковь Спаса на Торгу[43], церковь Фёдора Стратилата на Ручью). В Исаакиевском соборе они выполнены в технике мозаики.[44]

Страсти Христовы в ботанике

Цветок страстоцвета

Тропическое растение страстоцвет, завезённое в Европу в XVI веке, получило своё название благодаря иезуиту Ф. Б. Ферари, который увидел в его цветке эмблему, содержащую орудия Страстей Христовых. Тройное рыльце изображает три гвоздя, кружок окроплённых красным цветом тычинок — окровавленный терновый венец, стебельчатый плодник — чашу Грааля, пять пыльников — пять ран Спасителя, трёхлопастный лист — копьё Лонгина, прицепки (усики) — плети, белый цвет — невинность Спасителя и т. д.[45]

См. также

Комментарии

  1. Рассказ об омовении ног Иисуса миром, совершённом грешницей, есть у Луки: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лук. 7:37-38). Это помазание происходит задолго до страстной недели. Впоследствии, в католичестве эту грешницу стали отождествлять с Марией Магдалиной (см. иллюстрацию).
  2. Так у Марка и Матфея. У Иоанна (12:1-8) помазание происходит в доме Лазаря в Вифании, за день до входа в Иерусалим. Женщина с алавастровым сосудом у Иоанна — Мария, сестра Лазаря и Марфы.
  3. В XIII веке в среде францисканцев был создан латинский гимн, посвящённый страданиям Марии. Его сочинение приписывается Якопоне да Тоди. К концу средневековья гимн входит в богослужебную практику, а в 1727 году он был включён католической церковью как секвенция в богослужения. Исполняется во время праздников Семи скорбей Богоматери[en] и Стаций[10].
  4. Порядок выноса плащаницы указан по данным Православного Церковного календаря[33].

Примечания

  1. Таблица соответствий текстов 4-х евангелий  (англ.). Bible Research. Проверено 3 сентября 2012.
  2. Кураев А. Пасха: путь из ада // Кураев А. Школьное богословие. — М.: Благовест, 1999. — С. 322-330. — ISBN 5-7854-0061-8
  3. The Passion of Christ in Art  (англ.). Artcyclopedia. Проверено 3 сентября 2012.
  4. Иулиания (Соколова М. Н.) История иконографии образа «Воскресение Христово» (в памятниках Востока, Запада, России) // Иулиания (Соколова М. Н.) Труд иконописца / Вступ. ст. Алдошиной А. Е.. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. — С. 139-145. — ISBN 5-7854-0061-8
  5. Успенский Л. А. Воскресение Христово  (рус.). Журнал Московской патриархии 1956. № 5. Проверено 3 сентября 2012.
  6. Евангельский синопсис  (рус.). Pagez.ru. Проверено 3 сентября 2012.
  7. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 278-279. — 384 с. — ISBN 978-5-465-01501-1
  8. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 312-321. — 384 с. — ISBN 978-5-465-01501-1
  9. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 348-351. — 384 с. — ISBN 978-5-465-01501-1
  10. Стабат Матер // Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Великовича. — Москва: Политиздат, 1991. — С. 270-271. — 320 с. — ISBN 5-250-00779-1
  11. Цитируется по Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. — М., 1991. — С. 192.
  12. Цитируется по Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. — М., 1991. — С. 116.
  13. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви. — М., 1991.
  14. Стихира по 9-м Евангелии Последования святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа во святый и великий Четверток вечера  (рус.). Архив и библиотечка свящ. Якова Кротова. Проверено 3 сентября 2012.
  15. Епископ Александр (Милеант) «Ветхий Завет о Мессии»  (рус.). Азбука веры.
  16. Ренан Э. Жизнь Иисуса / Перевод с фр. А. Варшавского, В. А. Харитонова. — Киев, 1990. — 430 с. — (Библиотека репринтных изданий). — ISBN 5-319-00781-7
  17. Иоахим Иеремиас «Богословие Нового Завета» (глава 6 «Самосознание Иисуса»)  (рус.). Архив и библиотечка свящ. Якова Кротова. Проверено 3 сентября 2012.
  18. О совершении Иисусом Христом дела спасения (конспект по догматическому богословию)  (рус.). Православная библиотека «Библион». Проверено 3 сентября 2012.
  19. См., например, Мецгер Б. М. Новый Завет: контекст, формирование, содержание. — М.: ББИ, 2006. — С. 87—90.
  20. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII—XIX веков  (рус.). Христианство в искусстве. Проверено 3 сентября 2012.
  21. ↑ И. К. Языкова. «Богословие иконы»  (рус.). Православные Миссионерские Листки. Проверено 3 сентября 2012.
  22. Сократ Схоластик. Церковная история. Гл.17  (рус.). Архив и библиотечка свящ. Якова Кротова. Проверено 3 сентября 2012.
  23. The Holy Staircase. Rome, 2000.
  24. Scala Santa, or Holy Stairs (stairs, Rome, Italy)  (англ.). Encyclopædia Britannica. Проверено 3 сентября 2012.
  25. Ковчег Дионисия Суздальского  (рус.). Христианская икона. Проверено 3 сентября 2012.
  26. ↑ Ульянов О. Г. «Страсти Христовы»  (рус.). Христианство в искусстве. Проверено 3 сентября 2012.
  27. Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора  (рус.). Музеи Московского Кремля. Проверено 3 сентября 2012.
  28. Туринская плащаница // Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Великовича. — Москва: Политиздат, 1991. — С. 270-271. — 320 с. — ISBN 5-250-00779-1
  29. Shroud of Turin Gets High-Def Scrutiny  (англ.). Discovery News. Проверено 3 сентября 2012.
  30. Петросилло О. Град Ватикан. — Edizioni Musei Vaticani, 2005.
  31. О богослужении Православной церкви. — СПб, 1857. — Т. 2. — С. 106-107.
  32. Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005. — С. 372.
  33. Православный Церковный календарь  (рус.). Православие.Ru. Проверено 3 сентября 2012.
  34. Акафист Божественным Страстям Христовым  (рус.). Православие в Татарстане. Проверено 4 сентября 2012.
  35. Мельников П. (Андрей Печерский) В лесах. — М., 1976. — Т. 3. — С. 190-191.
  36. ↑ Крестный путь  (рус.). Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве. Проверено 2 октября 2012.
  37. 17. Jahrhundert  (нем.). Historischer Verein Oberammergau 1999 e. V.. Проверено 4 сентября 2012.
  38. Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 65. — 564 с. — ISBN 5-89826-056-0
  39. Миниатюра Жана Фуке «Несение Креста»
  40. Таблетки из собора Св. Софии в Новгороде  (рус.). Христианство в искусстве. Проверено 4 сентября 2012.
  41. Словарь терминов. Страстной чин  (рус.). Российская академия художеств. Проверено 4 сентября 2012.
  42. Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода
  43. Сообщения Ростовского музея. Выпуски 11-12. — 2000.
  44. Нагорский Н. Исаакиевский собор. — СПб: П-2, 2004. — С. 29. — ISBN 5-93893-160-6
  45. Чуб В., Лезина К. Комнатные растения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 275. — 336 с.

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
  • Серафим Слободский Закон Божий для семьи и школы. — М.: Даръ, 2006.
  • Страсти Христовы. — М.: Единоверческая типография, 1901.
  • Ефрем Сирин «Толкование на диатессарон (согласование Евангелий)»
  • Апокрифическое Послание апостола Варнавы (гл. 7 «Пост и козел отпущения суть прообразы страданий Христовых»)
  • Учительное Евангелие (по трудам Иоанна Залатоуста). — М.: Единоверческая типография, 1912.
  • Крест Христов. Умилительные слова о крестных страданиях Спасителя. — М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
  • Как провести страстную седмицу Великого поста

Литература на английском языке

  • Brown, Raymond E. — «An Introduction to the New Testament» Изд. Doubleday, 1997 г. (ISBN 0-385-24767-2)
  • Brown, Raymond E. — «The New Jerome Biblical Commentary» Изд. Prentice Hall, 1990 г. (ISBN 0-13-614934-0)
  • Kilgallen, John J. — «A Brief Commentary on the Gospel of Mark» Изд. Paulist Press 1989 (ISBN 0-8091-3059-9)
  • Miller, Robert J., editor — «The Complete Gospels» Изд. Polebridge Press, 1994 г. (ISBN 0-06-065587-9)

Ссылки

  • Страсти Христовы в CATHOLIC ENCYCLOPEDIA  (англ.)
  • Слово о почитании Страстей Христовых (проповедь святителя Илии Минятия)
  • Страсти Христовы в православной иконе на obraz.org
  • The Passion of Christ in Art at artcyclopedia.com  (англ.)
  • Галерея православных фресок и икон по теме  (болг.)
  • Галерея византийских икон
  • Толкование Афанасия Великого на Псалтырь (псалом 108 — страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому)

Страсти Господни.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12