Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Зажинки

02-05-2023

Казанская летняя
Праздник первого снопа

(К. Е. Маковский. Девушка со снопом. 1880-е)

Тип народно-православный
иначе Прокопьев день, Зажинки, Жнец, Жатвенник,
также Прокопий (христ.)
Значение первый «зажин» ржи
Отмечается славянами, германцами
Дата 8 (21) июля
Традиции начинали сено собирать в валы и копнить, первый «зажин» ржи. В некоторых местах на «Казанскую» не работали

Каза́нская ле́тняя (Прокопьев день, Зажинки) — день народного календаря славян, выпадающий на 8 (21) июля. Начинаются самые жаркие дни, скошенное сено собирают в валы, потом копнят, а из копен складывают зароды. Праздник первого снопа — в этот день в XIX веке делался первый торжественный зажин яровых.

Содержание

Другие названия дня

Прокопьев день, Зажинки, Жнец, Жатвенник, «Градавая» (белорус.), Казанская Богородица (белорус.), «Богородиця» (укр.), «Жнива» (укр.), Прокопий.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579); вмч. Прокопия (303); прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303); сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918); прав. Прокопия Устьянского (XVII); Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290); чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Казани (1579), Ярославле (1588), Москве (1612), Вязниках (1624), Нижнем Ломове (1643), Тобольске (1661), Каплуновке (1689), Тамбове (1895), Шлиссельбурге (1702), Пензе (1717), Петербурге (1721), Чимеевской (1770), в Высочиновке (XVIII), Песчанской (1754), в Вышенском монастыре (1812); Якобштадтскую икону Божией Матери (XVII).

Славянские традиции

В этот день встарь делался первый «зажин» ржи. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!».

Яйца, хлеб, соль берут с собой на зажинки. Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Едят прямо на жнивной полосе.

Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!»[1].

Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов: «Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!», «Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!».

Если в текущем году в семье был покойник, то первый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а бросали его прямо в поле, «каб мыши i птушкi памянули нябожчыка»[2].

День летней Казанской почитался большим праздником, наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодёжь устраивала гулянья несколько дней.

В Белоруссии на Случщине на «Казанскую» не работали: «Калі хто паробіць, так нешта і зробіцца — маланка ў стог ударыць»[3]. Бала и в центральной России поговорка: «Будешь возить сено на Казанскую, то гумно до другой Казанской не достоит» — молния спалит.

На Украине на зажин хозяйка брала с собой хлеб-соль и громичную свечу. Нажав серпом первый сноп хлеба, несла его домой и ставила его в красный угол под образами, в других местностях — в сарае, где он стоял до конца молотьбы. Позже этот сноп обмолачивали отдельно и зерно из него святили в церкви, а перед севом смешивали их с семенами[4].

Смотрели на чернику: если она поспевает, то поспела рожь. Дети её собирали в лесу. Также в народе ягоды и листья её употреблялись при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре.

На Прокопия в огородах гряды полят, вырывают корневые овощи.

Поговорки и приметы

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает. Зажин ржи. На Казанскую — зажин ржи. Жатва поспела, и серп изострён. Зерно в колоске — не валяйся в холодке. Зерно в колосу — торопись жать полосу. Жнут порою — жуют зимою. Жатва — время дорогое, никому тут нет покою. Под ключом бьёт, а жнец своё берёт. Пока колос в поле, трудись подоле. Будешь возить сено на «Казанскую», то до другой «Казанской» оно не достоит. «Будзеш вазіць сена на Казанскую, то гумно да другое Казанскае не дастаіць» (белорус.). «Градавы дзень. Засцерагаў ад нябесных стыхій, ад хвароб вачэй і галавы» (белорус.). «Калі хто паробіць, так нешта і зробіцца — маланка ў стог ударыць» (белорус.). «На Прокопа жита копа» (укр.). «На Прокопа приготуй плечі до снопа» (укр.).

Коли на Прокопия черница (черника) поспевает, то поспела рожь и богатый урожай будет. На Казанскую черника поспевает. Черника поспела, думай о ржи. Черника зреет под комаринные песни. В ягодный год дел невпроворот. В день Казанской весь червец (насекомое, дающее красную краску) собирается под один куст. Лес богат, не то что наш брат.

Примечания

Литература

  1. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.
  2. Виноградова Л. Н., Усачёва В. В. Жатва // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 191-196. — ISBN 5-7133-0982-7.
  3. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2  (белор.)
  4. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408
  6. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  7. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2
  8. Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9  (укр.)

Ссылки

  • 21 июля // Православный календарь

См. также

Зажинки.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12