Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Фельдштейн, Давид Иосифович

04-07-2023

Давид Иосифович Фельдштейн
Дата рождения:

30 ноября 1929(1929-11-30) (82 года)

Место рождения:

Воронеж, СССР

Страна:

 СССР
 Российская Федерация

Научная сфера:

Педагогика, психология

Место работы:

Российская академия образования

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание:

член-корреспондент РАН

Альма-матер:

Душанбинский педагогический институт, педагогический факультет

Награды и премии


Фельдште́йн Дави́д Ио́сифович (р. 1929) — российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН. Вице-президент Российской академии образования

Из под пера Фельдштейна вышло 300 работ, в том числе 43 монографии. 19 из них изданы за рубежом. Многие положения из его работы, посвящённых психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества в настоящее время стали классическими и вошли в учебники для педагогических институтов.

Содержание

Биография

Родился 30 ноября 1929 года в Воронеже

В 1951 году закончил исторический факультет Душанбинского педагогического института.

Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории.

С 1952 по 1953 годы работал директором школы рабочей молодёжи.

С 1953 по 1960 годы работал директором общеобразовательной школы.

С 1960 по 1963 годы работал директором комплексной школы-интерната.

В 1963 г. в Москве защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков».

С 1963 по 1965 годы — заведующий сектором НИИ педагогических наук.

С 1965 по 1970 годы — заведующий проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного университета.

С 1966 по 1970 годы работал начальником отделов детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР, а также директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей.

В 1969 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему: «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте», в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (книга «Трудный подросток», 1972, см. список литературы).

С 1970 по 1974 годы — заведующий кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета.

В 1974 г. переезжает в Москву, где до 1996 г. возглавляет лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР. Основные труды этого времени представляют собой развитие идей, представленных в его докторской диссертации и касаются концепции поуровневого социального развития личности в онтогенезе, раскрывающей закономерности становления социальной зрелости детей, подростков, юношества, а также закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества. В это время Д. И. Фельдштейном была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, а также выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности. В работах Фельдштейна определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними.

Д. И. Фельдштейн является автором и соавтором большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий.

С 1988 г. Фельдштейн является почетным членом Американской психологической ассоциации, а также членом координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития.

Фельдштейн в теории обосновал психологические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков и опробовал их в опытно-экспериментальной работе, а также успешно внедрил в практику перевоспитания подростков-правонарушителей.

Также ему принадлежит тщательно разработанная и подтвержденная экспериментальным материалом, теория общественно полезной деятельности, как ведущей, в подростковом возрасте.

По сути Д. И. Фельдштейном создана принципиально новая социально-нормативная периодизация психического развития личности.

Аналитическая монография «Психологическая наука в России ХХ столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивает особую ценность работ Д. И. Фельдштейна, определяя их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях, воссоздание личности» (стр. 356—357).

В настоящее время является вице-президентом Российской академии образования

Научные звания

Библиография

  • Д. И. Фельдштейн «Трудный подросток», 1972
  • Д. И. Фельдштейн «Психология воспитания подростка», 1978
  • Д. И. Фельдштейн «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков», 1982
  • Д. И. Фельдштейн «Психология современного подростка», 1987
  • Д. И. Фельдштейн «Психология развития личности в онтогенезе», 1989
  • Д. И. Фельдштейн «Психология развивающейся личности», 1996

Ссылки

  • Давид Иосифович Фельдштейн История психологии в лицах: персоналии // Яндекс словари.
  • ФЕЛЬДШТЕЙН ДАВИД ИОСИФОВИЧ // www.bsu.ru
  • Действительные члены (академики) РАО // РАО 2007—2010.
  • Наталья Быкова Давид ФЕЛЬДШТЕЙН: «Наблюдательный совет поможет доносить проблемы рао до правительства» // Электронное издание «Наука и технологии России».


Фельдштейн, Давид Иосифович.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12