30-05-2023
Виталий Владимирович Рубцов | |||||||||||||
Виталий Владимирович Рубцов на конференции по инклюзивному образованию |
|||||||||||||
Дата рождения: |
20 октября 1948 (63 года) |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | |||||||||||||
Страна: | |||||||||||||
Научная сфера: |
психология (возрастная психология, психология образования) |
||||||||||||
Место работы: |
Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО |
||||||||||||
Научный руководитель: | |||||||||||||
Награды и премии |
|
||||||||||||
Сайт: |
www.mgppu.ru |
Рубцов, Виталий Владимирович (род. 20 октября 1948 г., Москва) — российский психолог, доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета (с 1996 г. по настоящее время), директор Психологического института РАО (с 1992 г. по настоящее время). МГППУ и ПИ РАО действуют совместно в качестве единого научно-образовательного комплекса "Психология".
Содержание |
Профессор, академик, действительный член Российской Академии образования [1] и член президиума РАО [2]. Общий стаж работы в сферах науки и образования составляет более 30 лет.
Вице-президент Российского психологического общества (РПО), член Президиума РПО, члено экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по педагогике и психологии, член Международной ассоциации «Educational Psychology», член исполнительного комитета ISCAR (International Society for Cultural and Activity Research; Международное общество культурных и деятельностных исследований) [3], руководит российско-украинской секцией ISCAR [4].
Президент Федерации психологов образования России,председатель Совета Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.[5]
В. В. Рубцов является научным руководителем Службы практической психологии системы образования города Москвы. Под его руководством в 2006 году создана и внедряется инновационная модель психологического обеспечения образования, ориентированная на различные категории детей (в том числе детей-инвалидов и группы риска, детей мигрантов и пострадавших в чрезвычайных ситуациях), молодежи, педагогов, родителей.
Является членом коллегии Департамента образования города Москвы, Президиума экспертного совета фонда «Внимание», входит в экспертный совет по премиям Правительства РФ в области образования. В 2012 г. вошел в состав Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России[6], Федеральной экспертной комиссии при Роскомнадзоре по спорным вопросам правоприменения закона о защите детей от вредоносной информации[7], Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере [8].
В составе рабочей группы экспертов ЮНЕСКО В. В. Рубцов участвовал в реализации ряда социально-значимых проектов, в частности, в организации и проведении Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и воспитанию в раннем возрасте [9]. В. В. Рубцов неоднократно участвовал в работе международных научных семинаров и конференций (Болгария, Германия, США, Италия, Франция, Великобритания, Дания, Япония, Греция), представлял отечественную науку на Европейских Конгрессах по генетической психологии, на международных конгрессах ЮНЕСКО «Информатика и образование», на международных психологических конгрессах по теории деятельности, по прикладной психологии.
Профессиональный рост В.В.Рубцова состоялся в стенах Психологического института РАО, где им был пройден путь от младшего научного сотрудника (1972 г.) до директора института.
1978 г. – Кандидат психологических наук (тема диссертации: «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики))».
1981 г. – возглавил лабораторию «Средства управления учебной деятельностью», переименованную в 1986 г. в лабораторию «Психологические основы использования ЭВМ в обучении».
1987 г. – руководитель лаборатории «Психология компьютерного обучения» (с 1992 г. – «Психологические основы новых образовательных технологий»).
1988 г. – защитил докторскую диссертацию по теме «Психологические основы организации совместной учебной деятельности».
1992 г. – возглавил Психологический институт Российской Академии Образования.
1997 г. – стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
2007 г. - под руководством В. В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы
2010 г. – вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Занимается исследованием психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка.Разработал и работает над внедрением модели обучения, основанной на положении о совместно-распределенных формах деятельности [10]. На основе деятельностного подхода и культурно-исторической психологии (Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова), а также идей генетической психологии в интерпретации исследователей Женевской школы (А.-Н. Перре-Клермон, А. В. Дуаз) разработал концепцию, получившую название социально-генетической психологии развивающего образования [11]. В.В. Рубцов стал одним из первых отечественных психологов, исследовавших возможности компьютерных технологий в обучении. Он участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», международном проекте ЮНЕСКО «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей».
Значительная часть работ В. В. Рубцова посвящена научному обоснованию проектов, связанных с развитием образования, как среднего, так и профессионального психолого-педагогического. Под руководством В. В. Рубцова была разработана научная концепция культурно-исторического типа школы. Им сформулированы теоретико-методологические основы оценки образовательной среды средней школы, включающие систему критериев психолого-педагогической экспертизы образовательного пространства [12].
Авторский коллектив под руководством В. В. Рубцова совместно с коллегами из МГПУ разработал проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» для бакалавриата и магистратуры. Психолого-педагогическое образование рассматривается в рамках этого стандарта как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, который может работать с проблемами детей и детства в целом, используя деятельностные технологии организации совместной работы взрослых и детей, а также детей друг с другом [13].
Под патронажем В. В . Рубцова впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов В.В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, Г.И. Челпанова.
Главный редактор журналов:
Председатель редакционно-издательского совета журналов:
Член редакционно-издательского совета двух международных журналов:
В настоящее время В. В. Рубцов является заведующим международной кафедрой культурно-исторической психологии МГППУ. Он читает курс лекций "Экспериментальные методы развития понятий у детей в системе культурно-исторической психологии" для аспирантов и молодых ученых [21].
Активно участвует в организации и работе Международной летней школы ИСКАР для аспирантов и молодых ученых, посвященной теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии (2010, 2011) [22].
Под руководством В.В. Рубцова успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатские диссертации.
В. В. Рубцовым опубликовано более 200 научных работ, 57 из них – за последние 3 года, включая фундаментальные монографии по общей, возрастной и педагогической психологии. Ряд его работ переведен на английский, немецкий, французский и другие языки.
Рубцов, Виталий Владимирович.