Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Паремия (литургика)

01-10-2023

Пареми́я, или парими́я (греч. παροιμία — притча) — элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви — отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебным чинопоследованиям Вечерни, Всенощного бдения и молебнов[1]. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.[2]

Выдающимся толкователем пареми́й был епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) (1823—1905).

Содержание

Богослужебная практика

Основным первоисточником пареми́й является Ветхий Завет. Однако в дни памяти апостолов например, на Всенощную под праздник св. апп. Петра и Павла читаются отрывки из 1-го Послания Петра, то есть из Нового Завета.

Чаще всего пареми́и читают за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста пареми́и читаются также и за 6-м часом. Помимо этого, паремии читаются в Великий четверг за 1-м часом и на утрене Великой Субботы.

Пареми́и на неподвижные праздники содержатся в Минее, а на подвижные праздники — в Триоди.

Обычно на праздничной вечерне бывает три пареми́и, но из этого правила есть ряд исключений:

Примеры паремий

Всенощное бдение

Рождество Пресвятой Богородицы. Особенности всенощного бдения. На великой вечерне после входа читаются:

  • первая пареми́я — о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий (Быт. 28: 10-17).
  • вторая пареми́я — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем: через них никто не проходил, но через них пройдёт Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы (Иезек. 44: 2-4).
  • третья пареми́я — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира (Притч. 9, 1-11)[3].

Примечания

  1. Паремии. Библиологический словарь. Архивировано из первоисточника 5 мая 2012. Проверено 5 августа 2010.
  2. Никулина Е. Н. Литургика. Богослужебный Устав и гимнография
  3. Литургика (3 класс). Рождество Пресвятой Богородицы. Особенности всенощного бдения. Киевская духовная семинария.

Литература

  • Виссарион (Нечаев). — Толкование на паремии из книги Бытия. М.: 1871
  • Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную Литургию по чину Св. Иоанна Златоустого и Св. Василия Великого. — М.: 1884, Издание 4-е, СПб., 1895.
  • Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии. — Т. I. Паремии из книг Моисеевых, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова. Изд. 2-е, СПб.: — 1894.
  • Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии. Т. II. Паремии из книг Притчей, Премудрости Соломоновы, пророков Исаии, Иеремии, Иезокииля, Даниила, Иоиля, Иона, Михея, Софронии, Захарии и Малахии. Изд. 2-е. СПб., 1894.
  • Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из Новозаветных книг. М., 1895; СПб., 1896,

Ссылки

  • Никулина Е. Н. Литургика. Богослужебный Устав и гимнография.
  • Чины Божественной Литургии, дни их совершения.
  • Происхождение литургии.

Паремия (литургика).

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12