15-10-2023
Ил-62 | |
---|---|
Тип | дальнемагистральный пассажирский самолёт |
Разработчик | ОКБ Ильюшина |
Первый полёт | 3 января 1963 |
Начало эксплуатации | 1967 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | СЛО «Россия» (5) ВВС России (5) |
Годы производства | 1966—2009 |
Единиц произведено | 276 |
Изображения на Викискладе |
Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, разработан в ОКБ им. Ильюшина в 1960, с учётом мировых требований к воздушным судам такого класса, для замены самолётов Ту-114. Относится к категории реактивных пассажирских самолётов «второго поколения». Первый полёт совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу. Борт (RA-86495) был построен в 2009 году для ВВС России.
На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации, Украине.
Содержание |
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже — на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.
С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, под обозначением Ил-62М-200, отличается (от исходного Ил-62): усиленной конструкцией планера; двухщелевыми закрылками (вместо однощелевых); увеличенным диапазоном углов перестановки стабилизатора и автоматизацией его управлением; улучшенной конфигурацией носков руля высоты; включение интерцепторов в проводку управления по крену; новыми центральными узлами штурвального управления; усовершенствованной системой управления; более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол двигателей; размещением в киле дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров; новым турбоагрегатом ТА-6А; существенно усовершенствованным навигационным оборудованием. В результате, взлётная масса самолёта Ил-62М-200 возросла со 160,5 т., у Ил-62 до 164,7 тонн, на 4000 кг.
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяжённых маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшийся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а полезная нагрузка — почти до 23 тонн.
Варианты: | Ил-62 | Ил-62М |
---|---|---|
Размах крыла, м | 43,2 | |
Площадь крыла, м² | 279,55 | |
Длина самолёта наибольшая, м | 53,12 | |
Длина фюзеляжа, м | 49,00 | |
Высота стояночная, м | 12,35 | |
Угол стреловидности крыла, град. | 32,5° (линия 25 % хорд) | |
Максимальная дальность полета, км | 10 000 | 11 050 |
Максимальный взлетный вес, т | 161,6 | 165/167 |
База шасси, м | 24,48 | |
Колея шасси, м | 6,8 | |
Крейсерская скорость | 850 км/ч | |
Максимальная скорость | 870 км/ч | |
Пассажировместимость | 186 |
Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолётов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолётов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.
По состоянию на начало 2012 года[1] в эксплуатации остаётся 27 Ил-62: 14 в России, 4 в КНДР, по 2 на Украине, в Иране и в Ливии, по одному в Судане, Гамбии и Казахстане. Практически все самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62, по данным того же источника[1], распределяется так:
На сегодняшний день КАПО фактически располагает пятью заделами для постройки Ил-62, которые будут завершены, если предприятие найдет заказчиков.
С учётом того, что Ил-62 в силу своих органических конструктивно-компоновочных особенностей, практически не имеет пределов для модернизации: возможность установки любых самых совершенных двигателей, обновление всех видов оборудования, перепроектирование крыла — он не будет иметь конкурентов в качестве специализированного межконтинентального самолёта в том числе и министерского. Широкофюзеляжные дирежаблеподобные лайнеры использовать для этих целей — не экономично.
Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолёта типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
25.02.1965 | 06156 | Жуковский | 10/10 | Испытательный полёт, разбился при взлёте |
16.06.1972 | SU-ARN | Египет | 0/59 | Выкатился за пределы ВПП |
14.08.1972 | DM-SEA | ГДР | 156/156 | Проблемы с управлением элеронами и пожар на борту |
13.10.1972 | 86671 | Шереметьево | 174/174 | Разбился при третьей попытке захода на посадку[2] |
23.03.1973 | B-2002 | Китай | н.д. | Подробности неизвестны |
20.08.1975 | OK-DBF | около Дамаска | 126/128 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа |
27.05.1977 | 86614 | Гавана | 1+68/70 | При заходе на посадку задел ЛЭП |
14.03.1980 | SP-LAA | Варшава | 87/87 | При заходе на посадку разрушился второй двигатель |
06.07.1982 | 86513 | около Москвы | 90/90 | Сигнал пожара двух двигателей сразу после взлёта. КВС отключил их и самолёт упал[3] |
29.09.1982 | 86470 | Люксембург | 14/77 | При посадке не сработал реверс первого двигателя |
01.07.1983 | P-889 | Лабе | 23/23 | Врезался в горы |
09.05.1987 | SP-LBG | Варшава | 183/183 | При наборе высоты взорвался второй двигатель |
17.06.1989 | DDR-SEW | Берлин | 1+21/113 | При взлёте заклинило рули высоты и направления, выкатился за пределы ВПП |
03.09.1989 | CU-T1281 | Гавана | 45+126/126 | Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома |
30.06.1990 | 86456 | Якутск | 0/109 | На пробеге два двигателя переведены на взлётный режим вместо реверса |
21.11.1990 | 86613 | Якутск | 0/176 | Выкатился за пределы ВПП, не использовав реверс |
10.1992 | 86703 | Домодедово | 0/0 | Сгорел при заправке |
24.04.1998 | YR-IRD | Флаг ТурцииСтамбул | 0/73 | Двигатель взорвался в начале взлёта |
11.11.1998 | 86564 | Анкоридж | 0/12 | Хвост самолёта срезан Боингом-747, который не вписался в поворот |
23.10.2002 | 86452 | Бишкек | 0/11 | Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке[4] |
29.03.2006 | 5A-DKR | Домодедово | 0/6 | На пробеге два двигателя переведены на взлётный режим вместо реверса[5] |
20.04.2008 | CU-T1283 | Санто-Доминго | 0/117 | Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана[6][7] |
24.07.2009 | UP-I6208 | Мешхед | 16/153 | При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение[8] |
Самолёты ОКБ им. Ильюшина | |
---|---|
Бомбардировщики | ДБ-3 | Ил-4 | Ил-6 | Ил-22 | Ил-28 | Ил-30 | Ил-46 | Ил-54 |
Штурмовики | Ил-2 | Ил-10 | Ил-20 (1948) | Ил-40 | Ил-102 |
Торпедоносцы и противолодочные самолёты |
ДБ-3ТП | Ил-6 | Ил-38 |
Транспортные самолёты или двойного назначения |
Ил-32 | Ил-76 | Ил-112 | Ил-214 |
Специальные самолёты на базе транспортных |
А-50 | Ил-78 | А-100 |
Пассажирские самолёты | Ил-12 | Ил-14 | Ил-18 (1946) | Ил-18 | Ил-62 | Ил-86 | Ил-96 | Ил-103 | Ил-114 |
Специальные самолёты на базе пассажирских |
Ил-20 | Ил-24 | Ил-80 | |
Ил-62.