Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Игнатий Богоносец

12-09-2023

Игнатий Богоносец
Ιγνάτιος ο Θεοφόρος

Мученичество святого Игнатия
Смерть:

20 декабря 107(0107-12-20)
Рим

Почитается:

в Православной и Католической церквях

День памяти:

в Православной церкви 20 декабря (по юлианскому календарю), в Католической — 17 октября

Труды:

Послания местным Церквям

Подвижничество:

мученическая смерть

Игна́тий Богоно́сец, Игнатий Антиохийский (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, † 20 декабря 107, Рим) — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.

Содержание

Сведения о жизни

Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова[1]. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 — 117), будучи брошен львам на арене.

Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».

Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое — к христианской общине Рима.

О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает[2], что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей[3]: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.

Послания Игнатия

Существует три редакции посланий Игнатия:

  • Краткая редакция, состоящая из 4 посланий. Существовала на средневековом западе. Получила признание после публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV в.) перевода на сирийский трех посланий (к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу).
  • средняя редакция, или versio eusebiana, состоящая из семи посланий (Послание к ефесянам[4], Послание к магнезийцам[5], Послание к траллийцам[6], Послание к филадельфийцам[7], Послание к римлянам[8], Послание к смирнянам[9], Послание к Поликарпу[10]). Эта редакция была известна Евсевию Кессарийскому и в современной науке считается нормативной.
  • Чуть позднее краткой редакции на Западе стала известна пространная редакция из 12 посланий,которая впосл. расширилась до 15 посланий[11].

К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, 1-е ап. Иоанну Богослову, 2-е ап. Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей[12][11].

Богословское учение св. Игнатия

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие "Кафоличность церкви" (Смирн.8.2)[7].

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.

Тропарь священномученику Игнатию

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, Богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя,/ до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Примечания

  1. Hieron. Chron. Col. 604)
  2. Церковная история III.22
  3. Пренесение мощей священномученика Игнатия Богоносца: Календарь 2007
  4. Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
  5. Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад. (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
  6. Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского
  7. Пер. Каз. Дух. Акад (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского
  8. Πρός Ρωμαίους Επιστολή (Migne. PG. Tom. V. Parisiis, 1857), Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад., Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
  9. Пер. прот. П. Преображенского
  10. Пер. прот. Г. Павского, Пер. Каз. Дух. Акад. (кратк. ред.), Пер. прот. П. Преображенского, Пер. Каз. Дух. Акад. (простр. ред.)
  11. ↑ Игнатий Богоносец // Православная Энциклопедия. Т. 21. С. 139-140.
  12. Ante-Nicene Fathers / ed. Philip Schaff — Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2001. — Vol. I (The Apostolic Fathers with Justin Martyr and Irenaeus). — pp. 169 - 207.

См. также

Ссылки

  • Игнатий Богоносец // Православная Энциклопедия. Т. 21.
  • Мученичество святого Игнатия Богоносца (Антиохийские акты) (Христианское чтение. СПб., 1822) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. Книга III (гл. 36. Об Игнатие и его посланиях) (СПб., 1848) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • Свт. Иоанн Златоуст. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, бывшему архиепископу Антиохии Великой, который был отведен в Рим и там потерпел мученичество, а оттуда опять перенесен в Антиохию («Игнатий не видел Христа и не наслаждался общением с Ним») (СПб., 1896) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • Краткие сведения о святом Игнатии Богоносце и его посланиях (Православный собеседник. Казань, 1855) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • К. И. Скворцов. О посланих св. Игнатия Богоносца (Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1872) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • Прот. Петр Преображенский. О святом Игнатие Антиохийском и его посланиях (СПб., 1895) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • С. В. Троицкий. Игнатий Богоносец, св. епископ Антиохийский (Ст. из ПБЭ. Пг., 1904) на сайте tvorenia.russportal.ru
  • Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Подлинные послания
  • Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
  • Священномученик Игнатий Богоносец: Православный календарь. на сайте pravoslavie.ru

Игнатий Богоносец.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12