Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Гай Марий Викторин

12-10-2023

Гай Марий Виктори́н, чаще Марий Виктори́н (лат. Gaius Marius Victorinus; также известен как Victorinus Afer, Викторин Африканский) (между 281 и 291 гг. — после 363 г.) — римский грамматик, оратор, философ-неоплатоник.

Содержание

Биография

Родился в Африке, где получил образование со специализацией в области риторики. Около 340 г. переехал из Африки в Рим (в связи с чем получил прозвище «Африканский»), скорее всего, с целью преподавания ораторского искусства. Его карьера была успешной, и со временем он получил должность нижнего ранга в сенате. Расцвет его карьеры пришелся на время правления Констанция II. По-видимому, тогда же он был удостоен почетной статуи на Форуме Траяна в 354 году.

Обращение Викторина от платонизма к христианству (крестился в 355 г.) произвело глубокое впечатление на Аврелия Августина, как видно из Книги 8 его Исповеди [1]. Его обращение имело большое историческое значение и стало предвестником отказа все большего числа интеллектуалов от язычества. Как показали последующие события, связанные с возрождением язычества, инициированным последним языческим императором, Флавием Клавдием Юлианом, обращение Викторина в христианство было несомненно искренним, хотя некоторые ученые (Эрнст Бэнц, а вслед за ним и другие) считали его чисто рационалистическим.

Воспитанный в христианской вере, Юлиан (прозванный христианами Отступником) позднее стал исповедовать язычество и предпринял попытку вернуть ему главенствующий статус в государстве. Желая искоренить школы христианских учителей, в июне 362 года император издал указ, в соответствии с которым все государственно аккредитованные профессора должны быть утверждены муниципальным советом. В сопровождающем пояснении императора было высказано неодобрение в адрес христиан, читающих лекции о поэмах Гомера и Вергилия, в то время как их религия требует искоренения религии Гомера и Вергилия. Викторин отказался от своей официальной должности «ритора города Рима», профессора риторики, но не оратора. Полный энергии пожилой профессор продолжил писать научные труды о Троице, чтобы отстоять правильность положения Никейского Символа Веры, согласно которому Бог Сын «единосущий (ομοούσιος, consubstantialis) Отцу». Завершив серию работ (начатую предположительно в конце 357 года), он взялся за написание первых комментариев на латинском языке к Посланиям Павла. Хотя есть упоминания о том, что он также написал комментарии и к Посланию к римлянам и Посланиям к коринфянам, однако до нас дошли только работы (с некоторыми лакунами) о Посланиях к галатам, ефесянам и филиппийцам (комментарии к первым 16 строфам последнего утеряны).

Труды

Большинство сочинений Викторина дохристианского периода творчества не сохранилось. С точки зрения истории философии самыми важными из этих его трудов можно считать переводы философов-платоников (по крайней мере, Плотина и Порфирия) и Аристотеля (перевёл и откомментировал его «Категории» и «Об истолковании»), которые утеряны[2]. Викторин также комментировал риторические труды Цицерона — «Топику» (этот комментарий утерян) и «О нахождении» («De inventione»; титул комментария Викторина — «Explanationes in Ciceronis rhetoricam»). Последний сохранился, однако, весьма расплывчат и сам нуждается в комментарии.

Переводы и толкования Мария Викторина оказали большое влияние на Августина и направили его на путь синтеза христианства и неоплатонизма. Боэций остро критикует Викторина, толкования которого, по его мнению, «совершенно лишены смысла» (maxime ratione caret)[3], многословны[4], демонстрируют непонимание аристотелевской логики[5]. При всём этом влияние Викторина на Боэция (в его комментариях ровно тех же античных трудов, которые ранее комментировал Викторин) ныне считается несомненным[6]. Комментарии Викторина по риторике и диалектике (логике) высоко ценил Кассиодор, рекомендуя их наряду с аналогичными трудами Боэция.

Викторин написал краткий трактат De definitionibus (Об определениях)[7], в котором обсуждает различные типы определений, используемые ораторами и философами, и рекомендует «материальные определения», предпочитаемые последними. Написанное Викторином руководство по грамматике под названием «Ars grammatica» дошло до наших дней[8]. Викторину приписывался ряд других трудов по «грамматике» (главным образом, ограниченных теорией метрики): «De arte grammatica», «De metrica institutione», «De metris Horatianis», «De metris omnibus», «De ratione metrorum commentarius», «De soloecismo et barbarismo», которые ныне считаются анонимными трактатами IV или V века.

Викторин был очень оригинальным мыслителем с точки зрения христианской догматики. Его концепция Троицы является беспрецедентной в раннехристианской философии, и о ее источниках ведутся споры. Детально разработанную теорию на эту тему изложил в работе «Порфирий и Викторин» Пьер Адо[9].

Примечания

  1. August. Confessio VIII, II, 3-6
  2. Текст комментария к «Введению» Порфирия Викторина восстанавливается частично из цитат внутри комментария Боэция к этому же греческому источнику.
  3. Boet. In Cic. Top., col.1100a.
  4. ib., col.1055c, 1156c.
  5. ib., col.1098b-c
  6. Chadwick H. Boethius. Oxford, 2003, p.115-118.
  7. До конца XIX в. данная работа приписывалась Боэцию.
  8. Около 400 г. к учебнику грамматики Викторина был добавлен четырёхтомный учебник стихотворной метрики Элия Феста Афтония. В таком виде оба учебника традиционно передавались в рукописях.
  9. Hadot P. Porphyre et Victorinus // Études Augustiniennes, t.1. Paris, 1968.

Переводы

  • Против Ария. Книга 2. / Пер. и предисл. О. Е. Нестеровой. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. М.: Наследие. 1998. С. 36-54.

Литература

  • Hadot P. Marius Victorinus. Recherches sur la vie et ses oeuvres. Paris, 1971.
  • Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007. 254 стр.
  • Фокин А. Р. Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина. // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С.69-106.
  • Альбрехт М. фон. История римской литературы. / Пер. с нем. Т. 3. М., 2005. С. 1755—1766.
  • Cooper Stephen Andrew The Life and Times of Marius Victorinus // Marius Victorinus' Commentary on Galatians : introduction, translation, and notes. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — P. 16–40.
  • Gilson Étienne Being and some philosophers. — 2nd ed., corr. and enl.. — Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1952. — P. 32.
  • А. Р. Фокин Викторин Марий // Православная энциклопедия. Том VIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 447-458. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-014-5

Ссылки

  • Opera Omnia by Migne Patrologia Latina
  • Marius Victorinus and His Works» (PDF). The Evangelical Quarterly 18: 132–153. Проверено 2008-06-01.
  • Corpus Grammaticorum Latinorum: complete texts and full bibliography

Гай Марий Викторин.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12