Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Асмолов, Александр Григорьевич

14-10-2023

Александр Григорьевич Асмолов
Дата рождения:

22 февраля 1949(1949-02-22) (63 года)

Место рождения:

Москва

Страна:

 СССР →
 Россия

Научная сфера:

психология

Место работы:

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание:

профессор, Академик РАО

Альма-матер:

факультет психологии МГУ

Научный руководитель:

Леонтьев, Алексей Николаевич

Награды и премии


почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949, Москва) — известный российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования.

Содержание

Биография

Окончил [1]; заведующий лабораторией Центр психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования [2]; главный редактор журнала «Педология» (1999—2004), гл.редактор журнала «Век толерантности», главный редактор журнала «Образовательная политика», член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.

Научная деятельность

Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология,историческая психология,этнопсихология, практическая психология образования.

Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002—480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007—528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
  • Награждён орденом Дружбы.
  • Награждён почетными значками Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации.
  • Награждён медалью К. Д. Ушинского.
  • Награждён золотой медалью Российской академии образования.
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея».
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования»[1].

Примечания

  1. Распоряжение от 25 октября 2010 г. № 1868-р О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2010 года в области образования

Ссылки

  • Биография Асмолова А. Г.
  • Психологическая газета.
  • Кто есть кто.
  • Колонка Асмолова А. Г. в журнале «Психология на каждый день»
  • Кто есть кто в российской психологии.
  • А.Г.Асмолов – Размышления О Психологии Личности Видеолекции 18 частей

Асмолов, Александр Григорьевич.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12