14-10-2023
Александр Григорьевич Асмолов | |||||
Дата рождения: |
22 февраля 1949 (63 года) |
||||
---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | |||||
Страна: | |||||
Научная сфера: | |||||
Место работы: |
Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ |
||||
Учёная степень: |
доктор психологических наук |
||||
Учёное звание: | |||||
Альма-матер: | |||||
Научный руководитель: | |||||
Награды и премии |
почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» |
Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949, Москва) — известный российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования.
Содержание |
Окончил [1]; заведующий лабораторией Центр психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования [2]; главный редактор журнала «Педология» (1999—2004), гл.редактор журнала «Век толерантности», главный редактор журнала «Образовательная политика», член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.
Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология,историческая психология,этнопсихология, практическая психология образования.
Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.
Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.
Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).
Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».
А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.
Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.
Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.
На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».
А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.
Асмолов, Александр Григорьевич.