У этого термина существуют и другие значения, см.
Архетип.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.[1]
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.[1]
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.[2]
Черты архетипа
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.[источник не указан 224 дня]
- Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
- Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
- Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
- Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
- Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
- Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
- Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
- Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
- Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
- Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
- Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
- Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
- В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
Примеры
- Представление о враждебном существе[1]
- Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь[3]
- Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) (не путать с логической идеей Троицы), архетип проявляется в древнеегипетской религии[4], христианстве.
Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.[5] Ключевые архетипические образы:
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Другие концепции
В архетипической психологии Джеймса Хиллмана в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным.
Методами архетипотерапии производится диагностика и краткосрочная терапия человека.[6]
Примечания
- ↑ Архетип // Зеленский В.А. Словарь аналитической психологии
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.451
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.79
- ↑ К.Г. Юнг. Ответ Иову. — Москва: Канон, 1995. — С.28
- Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- Архетипотерапия. — Пенза: Золотое сечение, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-91078-105-8
См. также
Литература
- Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. — 2005. — № 2. — С. 113—120.
- Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1 - Философия. Политология.
- Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
- Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»
- Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
- Юнг К.-Г. О природе психе
- К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
- К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65
- Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33