16-10-2023
Феофилакт Болгарский (Охридский) | ||
|
||
---|---|---|
1078 — 1107 | ||
Церковь: | Болгарская Православная Церковь | |
Рождение: | 1055 год Халкис, близ Еврипа, Византийская империя |
|
Смерть: | 1107 год Солунь, Македония |
Феофилакт Болгарский, Охридский (греч. Θεοφύλακτος¨Ηφαιστος, болг. Теофилакт Български) — архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония), крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века.
Феофилакт частно называется «блаженным», однако он не входит в число святых Православной церкви. Однако греческие авторы и старопечатные славянские издания его толкований Священного Писания называют его святителем и приравнивают к Отцам Церкви.[1]
Содержание |
О биографии Феофилакта известно мало. Родом он с острова Эвбея. Феофилакт получил сан диакона в соборе Святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—1078). Возможно уже после смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына царевича Константина Дуки, оставшегося 4-х летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи. Однако расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом Охрида в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами, относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства императора Михаила. Неизвестно, сколько времени Феофилакт оставался в Болгарии и когда он умер. Некоторые письма его относятся к началу XII века. Ещё оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—1089 года, Феофилакт написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 году он написал напыщеный панегирик императору Алексею Комнину.
Наиболее ценным памятником литературной деятельности Феофилакта является его переписка. Сохранилось 137 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. Утончённый византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной». Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого второго болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев возвышают некоторые письма Феофилакта на степень первоклассного исторического источника. Такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина.
Вершиной творческой деятельности Феофилакта являются толкования книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на Святого Матфея, хотя автор находится под влиянием Иоанна Златоуста. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX века и Х века без указания источника. Он так же является автором полного жития святого Климента Охридского.
Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительном духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.
В Patrologia Graeca труды Феофилакта занимают с 123-го по 126-ой том.
Критическое издание писем Феофилакта подготовил Поль Готье — Theophylacte ďAchrida. Lettres / Intr., text, comm. et notes P. Gautier. Thessalonique, 1986. (CFHB; Vol. 16/2).
Феофилакт Болгарский.