27-07-2023
Эта статья входит в тематический блок |
Казачество |
---|
Казаки по регионам |
Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье · Енисей · Иркутск · Якутия · Забайкалье · Амур · Уссури · Камчатка · Персия |
История казачества |
Реестровое казачество · Кавказское линейное войско · Слободские казацкие полки · Поход за зипунами · Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан |
Казачьи чины |
Пластун · Приказный · Пятидесятник · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · Войсковой старшина · Казачий генерал |
Организация казачества |
Атаман · Гетман · Кош · Круг · Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Станица · Зимовник |
Казачьи атрибуты |
Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка |
|
Украинские казаки (в дореволюционной литературе также малороссийские казаки) — в историографии собирательное название казачества, проживавшего на территории современной Украины, состоявшего из так называемого вольного казачества, появившегося во 2-й половине XV в. (а, возможно, и ранее) на южной Киевщине и в восточной Подолии, казаков Запорожской Сечи, а также реестрового[1], надворного[2] и слободского[3] казачества.
Содержание |
Широко распространенной является точка зрения, что первые казачьи общины появились на Украине во времена ордынского нашествия и бегства значительной части представителей старорусских княжеских и боярских родов из Приднепровья, Киевщины и Черкащины, разоренных русских земель Великого княжества Русского, которые на длительное время стали пограничными территориями, на Западную Украину, в пределы Великого княжества Литовского, оставив простой народ на произвол судьбы. [4]. До появления Войска Запорожского под рукой польских королей оставалось не меньше двух веков. Некоторые историки именно с формирования украинского казачества начинают историю украинского народа в составе общерусской общности.
Запорожские или низовые казаки назывались так по месту их основного обитания - в низовьях Днепра, ниже днепровских порогов. В конце XIV века эти земли были вне юрисдикции какого-либо рядом расположенного государства - Речи Посполитая, Крымского Ханство, Московского Государство и Османской Империи
C образованием постоянного главного укрепления (коша), выполнявшего также функции столицы низового днепровского казачества, получившего впоследствии название Сечи, казаки, жившие в нем и его окрестностях, стали именоваться сечевыми. Сечевые (низовые) казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом.
В 1572 г. часть казаков была принята на государственную службу польскому королю. Примерно с этого времени[5] ведет отсчет военно-политическая[уточнить][6][7] структура, называемая Войско Запорожское (официально — «Войско Его Королевской Милости Запорожское»[8][9]. Поскольку казаки, официально входившие в состав Войска Запорожского, были внесены в специальный список — реестр, они образовали отдельное привилегированное сословие среди казаков и малороссийского населения Речи Посполитой (сохранившееся позднее и в Русском царстве) — реестровое казачество. Реестровые казаки несли военную службу в интересах государства, за жалование[10] и привилегии (см. Привилегии дарованные Королем и Привилегии дарованные Царем).
В 1654 году Войско Запорожское, превратившееся к тому моменту в результате национально-освободительной войны в фактически независимое государство, вместе с «городами их и з землями»[11] (Гетманщина), добровольно, со всеми привилегиями, перешло на службу русскому царю. После этого Войско Запорожское стало официально именоваться «Войско Его Царского Величества Запорожское»[12].
Запорожские казаки, находящиеся на контролируемой Царством Русским территории Левобережной Украины, в ряде официальных документов, также, именовались малороссийскими казаками. Реестр малороссийских казаков в Московском царстве был ограничен 60 тыс. чел.
В результате расхождения политики руководства Гетманщины и кошевых атаманов Запорожской Сечи в конце XVII века, единство Войска Запорожского как целостного военно-политического организма было нарушено, что выразилось в появлении термина «Войско Запорожское Низовое», которым стали представляться сечевые казаки, обозначая непосредственно саму Сечь и подконтрольные ей территории.
Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения[13] Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды[14] переселились на приграничные пустующие южные украины Московского государства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничных регионов России), в результате чего возникло слободское казачество. Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими украинскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Украины» («Слободской украйны»), — в отличие от «Украины», состоявшей из Белгородского и Севского полков, — а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками.
Известно также о наличии (по крайней мере, в XVIII веке) на территории нынешней Украины и ещё одной разновидности казачьей силы — так называемых надворных казаков. Так называли частную милицию отдельных владельцев Речи Посполитой. Несмотря на то, что надворные казаки состояли на службе у польских магнатов, и содержались полностью за их личный кошт, набирались они из числа крестьян и полностью разделяли все стремления крестьянской массы, в связи с чем, вместо того чтобы защищать интересы своих хозяев, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным представителем этой разновидности казачества является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого[2].
Несмотря на политику и репрессии царского режима, украинскому народу удалось сохранить память о том, что все украинцы - с деда-прадеда казаки т.е. свободные люди - и священники, и чиновники, и учителя, и военнослужащие, и купцы и бывшие крепостные крестьяне. Это нашло выражение в начале XX века в стихийной самоорганизации украинского населения в различные войска и отряды по типу древних казачьих XVII-XVIII вв., со своей старшиной, выборными и наказными атаманами.
Например, в середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием "Украинское Вольное Казачество" ("Українське Вільне Козацтво"):
Украинские коммунисты и большевики, а также обычные граждане, поддерживающие идеи советской власти, тоже не стояли в стороне от этих процессов. Под различными названиями в селах, особенно на левобережной Украине (Приднепровье, Слобожанщина), древнем казачьем крае, в селах начали стихийно образовываться отряды красных казаков, для самообороны против различных, местных и пришлых, насильников и захватчиков, для установления советской власти в регионе. В Харькове было также было принято решение о создании первых регулярных частей красного, червонного казачества.
Формирование полков Червоного казачества по сути стало началом образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии не только на Украине, но и на территориях бывшего СССР. Указ о формировании Червоного казачества был подписан 10 января 1918 года, т.е. раньше 23 февраля (официального дня образования Красной Армии в советских учебниках истории). В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяли партийные организации, а потом Советское правительство. Командование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.
В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI—XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»). Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры[15].
С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба»[16].
Украинские казаки.