21-05-2023
Севириане — течение в миафизитстве, последователи и почитатели антиохийского патриарха Севира. Севирианство, как позднее направление среди сторонников христологии Александрийской богословской школы, принято в Коптской православной церкви. Сформировалось в 519 г. после низложения миафизитских иерархов прохалкидонскими императорами Византии.
Распространено ошибочное мнение, что севириане на фоне других миафизитов являются наиболее заблуждающимися и близкими к монофизитству еретиками. Однако все обстоит совсем наоборот. Севир никогда не выступал против исповедания двух природ на Халкидонском соборе, но говорил: «Никто не выставляет против него такого бессмысленного обвинения, и сами мы признаем во Христе две природы — сотворенную и несотворенную», однако отвергал халкидонизм за то, что он отверг христологическую формулу святого Кирилла.
По сути, севирианство является промежуточной формой между классическим миафизитством и халкидонизмом. Миафизитская доктрина севириан учит не только о различии свойств божеских и человеческих во Христе при единой природе, но и как и халкидонское диофизитство учит о тленности Тела Христова. Подобное воззрение возникло вследствие полемики Севира с миафизитским епископом Юлианом Галикарнасским, так же как и Севир низложенным с кафедры имперской властью и укрывавшегося в Египте.
Юлиан Галикарнасский и его последователи, придерживаясь крайних, близких к реальному монофизитству воззрений, учили об изначальной природной нетленности Тела Христова, что подводило к мысли об иносущии его людям, почему севериане называли юлианистов «автардокетами». Юлианисты же, в свою очередь, обзывали, севериан «фтартолатрами» (тленнопоклонниками), почитая нелепостью поклоняться тленному веществу.
Такими образом, севирианство и юлианизм представляют собой две противоположные партии внутри миафизитства и равно анафематствуются как ереси Армянской апостольской церковью, сохранившей дохалкидонское классическое миафизитство, согласно которому Тело Христово тленно по природе, однако нетленно по соединению с Божеством.
Ереси в христианстве | ||
---|---|---|
Гностические | Докетизм · Николаиты · Адамиты · Павликиане · Богомилы · Катары · Альбигойцы · Вальденсы · Лолларды | |
Тринитарные | Тритеизм · Монархианство (Адопционизм · Модализм · Савеллианство) · Арианство (Аномейство) · Македонианство · Агноиты | |
Христологические | Аполлинаризм · Монофизитство · Автардокетство · Агноиты · Монофелитство · Несторианство · Моноэнергизм | |
Экклезиологические | Монтанизм · Донатизм · Новацианство · Филетизм · Теория ветвей | |
Прочие | Хилиазм · Псилантропизм · Пелагианство · Оригенизм · Иконоборчество · Ересь жидовствующих · Стригольники · Янсенизм |
Севириане.