Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Савин день

20-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Савин день
Тип народно-христианский
Иначе День Саввы,
Савва Освящённый
также Савва (церк.)
Значение предпраздниство Николы зимнего
Отмечается славянами, христианами
Дата 5 (18) декабря
Традиции домашний праздник, в гости не ходили, шла подготовка к Рождеству
Связан с Николой зимним

Савин день — день народного календаря у славян, отмечаемый 5 (18) декабря. Вчера «Варвара ночи урвала», а сегодня Сава уже «освящён» новым солнцем и также «дня прибавил». В славянском народном православии праздник святого Саввы — один из ритуально отмеченных дней, следующих друг за другом и образующих единый комплекс: Варварин день, Савин день, Николин день[1].

Другие названия

День Саввы, Савва с салом, «День Сави»[2] (укр.), «Міколін бацька»[3] (белорус.), Савва Освящённый, Савки (белорус.), «Саўка»[4] (белорус.), Усечни дан (серб.) – Усечённый день.

Церковные традиции

В этот день Русская православная церковь почитает: преподобного Саввы Освященного (532); священномученника Илию пресвитера (1932); преподобномученика Геннадия (1941); святого Сергия исповедника, пресвитера (1950); преподобных Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV); святителя Гурия, архиепископа Казанского (1563); мученика Анастасия (III).

Традиции славян

Это был домашний праздник, в гости не ходили — вся семья собиралась для встречи новорождённого солнца. «Не ходи за порог — не мешай мостить дорог. В День Саввы — дома Главы (семейств). На день Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь». Исходя из названия дня «Савва с салом» можно предположить, что на праздничном столе главным блюдом была свинина, то что характерно для встречи Рождества или Васильева вечера (Свинку да боровка — для Васильева вечерка).

О погоде этого дня говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт». Или ещё так говаривали: «Варвара мостит, Савва гвозди острит. Укатает Савва, будет земля укрыта справно». О погоде справляются, не выходя из избы: красный огонь в печи да поленья трещат, будто серчая, — стужа на дворе — лютая. Ледяная смола над землёй висит.

В Белоруссии Сава, как и Варвара, был «бабским» праздником с теми же правилами. Савва требует: «празднуй меня и отца моего!» На Савву не пряли, толкли просо, ячмень на сочельник, жито мололи на калядники, постолы (грубая обувь из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком) плели, волоки (оборы, завязки у лаптей и постол) вили. «На Савву не надо прясть, не надо крутить, чтобы хорошо было скоту, а то свернётся ягнёнок в колесо». Поскольку он шёл перед Миколой, то звался «Миколиным батькой».

А уже завтра на Миколу все взрослые мужчины и женщины соберутся вместе — на братчину.

Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни в старину варили кутью и компот[5].

На Украине женщины собирались на рукодельницкие вечёрницы — пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити». На Подолье считалось грехом в этот день шить одежду, месить глину и белить хату. На Украине говорили: «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили».

Особое отношение в этот день хозяев к лошади: «на Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь».

Влахи в Сербии в этот день первого зашедшего гостя («полазника») сразу усаживали на пол, укрытый соломой, и он изображал квочку, сидящую на яйцах, произнося: «Ко-ко-ко». Домохозяйка держала сито, в которое клала калач на который ставила что-то постное (кусок рыбы, лук, перец и т.д.), и зёрнами кукурузы посыпала его голову. После угощали едой и вином. При уходе гостя ему давали подготовленный калач. Считалось, что, если достойный человек, наседки будут хорошо сидеть на яйцах. Ну, а если очень ленивый человек – куры будут вставать с яиц, плохо высаживать цыплят в предстоящем году.

Поговорки и приметы

Савва дорогу салит. Савва путь заковал. Савва стелет, Савва гвозди острит, Савва путь засалит. На день Саввы зима реки засалит. Варвара мостит, Савва гвозди острит. Укатает Савва, будет земля укрыта справно. Савва на мороз тороват. Смотри, как дым вьётся, взвивается, в небо устремляется. Дым столбом – к морозу, к вёдру; дым волоком — к ненастью; когда дым без ветра бьёт к земле — жди снега. «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили» (укр.). Не ходи за порог — не мешай мостить дорог. В день Саввы — дома Главы (семейств). На день Саввы — работать грех, святого подвижника обидишь. На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у кого лошадь есть. «Сава — варэныкы на лавы» (укр.). «Сави – качаюца варэники по лави» (белорус.). «Варвара заварыть, а Мыкола закуе, а Сава варэныкы наварыт — ужэ морозы, да ужэ Коляды» (полесье). «Було ны савыть, да сорочку справыть» (белорус.) — Надо было не савить, а сорочку справить. Сава съел сало, утёрся, запёрся, сказалъ: не видал (орловск.)

См. также

Примечания

Литература

  1. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.
  2. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6.
  3. Плотникова А. А. Савва св. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2012. — Т. 5 С (Сказка) – Я (Ящерица). — С. 527–530. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  4. Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)
  5. Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0.  (укр.)
  6. Толстая, С. М. Праздник // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 322–324. — ISBN 5-7195-0057-X.
  7. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.

Ссылки

Савин день.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12