Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Рейтан — упадок Польши

22-10-2023

Ян Матейко
Рейтан — упадок Польши, 1866
Rejtan – upadek Polski
Холст, масло. 282×487 см
Королевский замок, Варшава

«Рейтан — упа́док По́льши» (польск. Rejtan – upadek Polski) — картина, написана Яном Матейко в 1866 году и изображает события марта 1773 года, когда Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм и не допустить раздела Речи Посполитой. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний, Рейтан лёг перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

Сюжет и персонажи картины

Сюжет картины повествует о сцене, которая разыгралась 21 апреля 1773 года. В последний третий день работы «Разделительного сейма», который проходил в Варшаве, сейм должен был ратифицировать раздел земель Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией. Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан, который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадёров, которые видны в зале за дверью. Слева от Понинского изображён Станислав Щенсный Потоцкий (которому в то время был 21 год и в зале сейма его не было). Справа от Понинского коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий, который закрыл лицо руками. Эти трое как раз собираются войти в зал сейма, чтобы подписать унизительный для Речи Посполитой договор.

В левой части полотна выделяется фигура Франца Салезия Потоцкого. Он изображён в соболиной шубе бредущим, ничего не видя перед собой и протянув руки, как слепой. На его груди изображён Орден Белого орла. Салезий Потоцкий на самом деле в этот день был уже мёртв, однако Матейко изобразил его на полотне как символ отчаяния и бессилия крупнейших польских магнатов. Справа видна голова князя-самодура Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку.

В левом углу картины изображён сидящим князь Михаил Фредерик Чарторыйский (пол.). Справа от него в расстёгнутой сутане Михаил Ежи Понятовский пол., брат последнего короля польского Станислава Августа Понятовского.

Над всей мизансценой высится портрет русской императрицы Екатерины II с державой в руке. Однако слева от портрета императрицы Матейко изобразил молодого человека, в правой руке которого зажата сабля в ножнах, а в левой конфедератка. Этот молодой человек — Самуил Корсак, активный сторонник Рейтана, будущий участник восстания, который погиб при штурме Праги, символизирует надежду на освобождение Речи Посполитой.

В ложе в окружении двух дам изображён русский посол князь Николай Васильевич Репнин — ещё одна историческая вольность, в это время послом уже был Отто Магнус фон Штакельберг.

История картины

Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции в Париже и, в частности, князя Адам Ежи Чарторыйского и его окружения, картина была показана на выставке в Париже в 1867 году, где была награждена золотой медалью.

Картину для своей коллекции приобрёл император Австрии Франц Иосиф I. В 1918 году правительство Польши выкупило полотно и передало его в коллекцию Королевского замка в Варшаве. В сентябре в 1939 года картина перешла в руки немцев, и они эвакуировали полотно из Варшавы в 1944 году. Картина была найдена в ужасном состоянии в немецкой Силезии недалеко от города Еленя-Гура. Полотно было восстановлено в течение трёх лет реставрационных работ.

Литература

  • Островский Г. С. Ян Матейко: монографический очерк. — Искусство, 1965. — С. 126.
  • Cegielski T. Rejtan. Upadek Polski // Polaków dzieje malowane. — Warszawa, 2007.

Рейтан — упадок Польши.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12