26-05-2023
Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей[1]) — восточнославянский[2] обряд проводного типа[3], совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1/14.IX) до Покрова (1/14.X)[4]. Похороны воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты традиционной похоронной причети, церковной панихиды и псалмов. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России[5]. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии[5].
Ритуал похорон мух, тараканов и других насекомых имеет выраженный пародийный характер.
В день Семёна Летопроводца во Владимирской губернии зарывали в землю живую блоху (Вязниковский уезд), в Тверской области хоронят тараканов, закапывая коробочку с ними в огороде (Андреапольский район, Ворошилово), в Калужской губернии между обедней и утреней хоронят в землю завернутых в тряпку тараканов, мух, блох, клопов и вшей (Мосальский уезд), разыгрывают похороны блохи с мухой, посаженных в огурец (Калужский уезд, Ахлебино), в Орловской губернии отволакивают в лапте на кладбище завернутых в тряпку таракана, муху или других домашних насекомых (Орловская губерния, Болховский уезд). Для тараканов иногда изготовляют «гробики» из корнеплодов (репы, свеклы, брюквы и т. п.). В Смоленской губернии их хоронят в ящичках (Поречский уезд), в Калужской губернии — в ореховой скорлупе, в Смоленской, Курской, Орловской и Тульской губерниях — в старом лапте[6]. В Черниговской области кладут мёртвого таракана в спичечный коробок и, привязав ниточку, отвозят на кладбище, там закапывают и ставят крестик (Городнянский район, Хоробичи)[7]. Закапывая насекомых в землю, по ним иногда причитают, например[8]:
Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать
(Калужская губ.)
Например, в Калужском уезде в день Семёна Летопроводца пойманных муху и блоху связывали вместе и сажали в «гроб» — огурец, в котором сделана ямка. Кого-нибудь из девушек кладут на носилки, дают в руки этот огурец и накрывают её пеленой. Одна из деревенских баб изображала попа в «ризе» (рогожке), кричит «алилуйя» и кадит горшком со смолой. Другие плачут, стучат в косы, изображая колокольный звон. «Мертвецов» провожают на кладбище всей деревней. Там бросают огурец с мухой и блохой и с пением возвращаются домой (Ахлебино)[9]. В Кадниковском уезде Вологодской губернии на Воздвижение (14/27.IX) несколько живых мух клали внутрь репы и закапывали в землю неподалеку от дома. При вынесении репы с мухами одновременно в отворенную дверь выгоняли полотенцем мух из избы (Двиницкая волость)[10]. Похороны насекомых иногда сопровождались их оплакиванием, например[11]:
Дитятко мое мушка
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пара тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася
(Калужская губ.)
В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен.[стиль!] В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их[12].
В Семилукском районе Воронежской области дети закапывая мух, блох и причитали: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить»[13].
С распространённым у славян представлением о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По поверью, комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.
Похороны мух.