Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поэтика
Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение:
- краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении
- параллелизм
- аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым
Все эти приемы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций. Сочетание нескольких таких приемов становится для слушателя сигналом, фиксирующим нечто вроде дискурсивной изотопии. Можно говорить о «пословичном стиле», существующем как бы вне времени: традиционность — настолько неотъемлемая его черта, что сама мысль об «истоках» пословицы кажется в чем-то противоречивой.
Пословицы изучает паремиология.
Из истории пословиц
В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Например, сборник так называемых «Пословиц Виллана» включает ряд шестисложных шестистиший, каждый стих которых представляет собой глоссу к седьмой, не стихотворной строке, поданной как крестьянская пословица. Все в целом отличается редкой ритмической и тематической однородностью; дискурс полностью замкнут на себе. Составителем этого сборника, в XIII веке не раз становившегося предметом обработки либо подражания, был некий клирик из рода Филиппа Эльзасского. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку.[1]
Примеры
- «Начал за здравие, а кончил за упокой»
- «За битого двух небитых дают»
- «Своя рубашка ближе к телу»
- «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
- «Слезами горю не поможешь»
- «Хлеб-всему голова»
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- «Семеро одного не ждут»
- «У семи нянек дитя без глазу»
- «Семь раз отмерь - один отрежь»
- «Сытый голодному не товарищ»
- «Кто не работает, тот не ест»
- «Слово - дорого, а молчание - золото»
- «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»
- «Тише едешь - дальше будешь»
- «Делу время - потехе час»
- «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
- «Любишь кататься - люби и саночки возить»
- «Своя ноша не тянет»
- «На воре и шапка горит»
- «Волков бояться - в лес не ходить»
- «Овечка гавкнет - стадо повторит»
- «Упрямая овца — волку корысть»
- «Копейка рубль бережёт»
- «Бережёного Бог бережёт»
- «Под лежачий камень и вода не течёт»
- «Знание - сила»
- «Один в поле не воин»
- «С миру по нитке - нищему рубаха»
- «Клин клином вышибают»
- «Умирать ладишься, а хлеб сей»
- «На полатях лежать — так и ломтя не видать»
Литература
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/dal/index.php
- Зимин В. И. Пословицы и поговорки Русского народа.
- Жигулев А. М. Русские пословицы и поговорки.
- Уваров Н. В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX — начале XXI веков.
См. также
Примечания
- ↑ Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2002, с. 78-79.
Ссылки
- Английские пословицы и поговорки
- Пословицы и поговорки из коллекции Даля В.И.
- Как появились пословицы и поговорки?
- Пословицы и поговрки стран мира