Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Посевание

30-09-2023

Посевание — восточно-славянский обряд, совершавшийся в первый день нового года и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня[1][2].

Содержание

Обряд

Основными исполнителями обряда чаще всего были дети. Обряд назывался посевание, (ходить) посевать, обсевать, засевать (рус.), засеўкі, абсяванне (белорус.), засявуха (укр.), posiewać (в.-пол.) и исполнялся обычно утром. Как правило, он имел земледельческую направленность: небольшие группы детей (преимущественно мальчиков, что дополнительно указывает на их роль «сеятелей») обходили дома, где, войдя в горницу, имитировали сев или просто обсыпали хозяев, комнату и особенно красный угол зерном. Для «посевания» использовали специальные или обычные рукавицы, в которые заранее насыпали «пашню», т. е. посевное зерно: рожь, пшеницу или ячмень, или использовали для этого оторванный от старой рубахи рукав. Иногда носили два таких рукава: во второй складывали гостинцы и подарки (выпечку, сладости, конфеты, мелкие деньги).

Когда дети «посевали», хозяйки старались фартуками поймать разлетающиеся зерна, чтобы накормить ими кур, которые от этого, как считалось, лучше неслись. Иногда собранное после ухода детей зерно ссыпали в решето, из которого кормили кур, чтобы они не разбредались по чужим дворам. С курами были связаны и другие детали обычая. Когда первые «посевальники» заходили в дом, хозяйка заставляла их разуться и сажала на пороге, чтобы куры неслись в доме, а хозяин в это время шёл в сарай и сгонял кур с насеста, чтобы куры быстрее неслись (см. Полазник).

«Посевание» сопровождалось произнесением коротких приговоров и заклинаний поздравительного и благопожелательного типа, в которых также присутствовала просьба об угощении. Зачином часто была фраза: «Сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» (в.-слав.)[3].

Роди, боже, жито, пшеницу,
Горох, чечевицу, всяку пашницу.
Из одного колосочка будет жита бочка.
Дай тебе Боже, хозяин,
Сынов женить, дочерей замуж отдавать,
Горилки гнать, пива наварить! (Курская губ.)[3]

Во многих приговорках русских, белорусских и украинских приговорках упоминалась пуга (плётка) Василия, Ильи или Коляды:

Оригинал
Ходе Ілля на Василя,                            
Несе пугу метяную.
Туди махне i сюди махне;
У полi ядро, а вдома добро.
Зроди, Боже, жито, пшеницю,
Усяку пашницю![4]
Перевод с украинского
Ходит Илья на Василия,
Несёт пугу метяную
Туда махнёт и сюда махнёт;
В поле ядро, а в доме добро.
Зароди Боже, жито, пшеницу,
Всякую пашницу!
Оригинал
Ходзя Каляда па хатам,
Нося пугу жыцяную.
Дзе замахне — жыта расце,
Дзе не махае — там не бывае.
Сею, сею, пасяваю,
З Новым годам вас вітаю!
Святая Каляда дзяжу мясіла,
Пірагі пякла і рагатыя і багатыя.
Друга Каляда — Зіме сярэдзінка[5].      
Перевод с белорусского
Ходит Коляда по хатам,
Носит пугу житяную.
Где махнёт — там жито растёт,
Где не машет — там не бывает.
Сею, сею, посеваю,
С новым годом поздравляю!
Святая Коледа дежу месила,
Пироги пекла и рогатые и богатые.
Вторая Коляда — Зиме серединка.
Оригинал
Na szczejscie, nа zdrowie, nа ten Nowy Rok.
Zeby się warn lepiej powodzilo jak zeszly rok. (Подлясье)[3]
Перевод с польского
На счастье, на здоровье, на этот новый год.
Чтобы вам везло больше, чем в прошлом году.
Сеем, сеем, посяваем,
С Новым годом поздравляем,
Чтоб здоровеньки були да гарилочки пили.
Хоть так, хоть не так,
Давай, бабушка, пятак.
Скорейте дарите да нас не барите,
Коротки свитки, померзли лытки.
Коротки пальтушки, постыли пятушки. (Брянщина)[3]

Совершать обряд могли не только дети, но и взрослые, например пастухи, и тогда характер пожеланий менялся: «На телицу, на кудрявую хвостицу, третий для здоровья!», — приговаривал подмосковный пастух, трижды рассеивая зерно по комнате.

У зап. славян широко известно новогоднее осыпание хозяев зерном, впрочем, никак не связываемое с «севом»[3].

Примечания

  1. Агапкина, 2009, с. 608
  2. Мадлевская
  3. 1 2 3 4 5 Агапкина, 2009, с. 608-609
  4. Скуратівський, 1995
  5. Студень // Ведовство

Литература

  1. Агапкина Т. А. Сев ритуальный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 607—609. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
  2. Мадлевская Е. Л. Посевание. Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 30 октября 2012.
  3. Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0  (укр.)

Ссылки

  • Базилишина М. Р. От Рождества до Крещения // Обряды. Обычаи. Праздники
  • Всё про посевание на Старый Новый год // FestaFiesta.ru
  • Любимова Г. В. «Хлопцы-засевальщики» и «девки-щёдры»: к вопросу о соотношении мужского и женского колядования в фольклоре российских переселенцев Сибири.
  • Посевание // Российский Этнографический Музей
  • Посівання // Українська дитяча онлайн бібліотека  (укр.)
  • Посівалки на старий Новий рік // Учитель  (укр.)
  • Стары Новы год, або Калядная шчадруха // Экспресс-новости  (белор.)
  • Ходе Ілля на Василя // Народні свята та гуляння  (укр.)

См. также

Посевание.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12