21-04-2023
Пила: Игра на выживание | |
Saw | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор |
Чарли Клоузер |
Кинокомпания | |
Длительность |
103 мин |
Бюджет |
$1,2 млн |
Сборы |
$103,1 млн |
Страна | |
Год | |
Предыдущий фильм | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 0387564 |
«Пила: Игра на выживание» (англ. Saw) — американо-австралийский кинофильм 2004 года в жанре фильм ужасов/триллер. Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. В США не рекомендуется для просмотра лицам до 17 лет (Рейтинг R от MPAA). Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео, но премьера на кинофестивале «Санденс» изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальном мире $47 911 300. По окончании дебютного уик-энда было сразу же принято решение о запуске сиквела, за которым последовала целая серия фильмов.
Содержание |
Лицо Адама, лежащего в ванне, целиком наполненной водой, освещает какой-то предмет, который позже уплывает к его ногам. Неожиданно Адам открывает глаза. Поняв, что он лежит под водой, он дергается и, зацепив ногой цепочку, выдергивает из ванны затычку. Вода, ещё недавно целиком наполнявшая ванну, стремительно сливается в канализацию. Вместе с ней туда отправляется и предмет, освещавший Адама.
От пережитого шока Адам вываливается из ванной на пол. Комната, в которой он очнулся, погружена во мрак. Вставая, Адам чувствует, что на его ногу надета цепь. Держа её в руке, Адам доходит до трубы, к которой он прикован. В растерянности и ужасе он начинает звать на помощь.
После нескольких попыток докричаться до кого бы то ни было Адам приходит к выводу, что он умер. На это с другого конца комнаты откликается спокойный мужской голос, который говорит ему, что это не так. Спустя какое-то время, мужчине — доктору Лоуренсу Гордону — удается включить свет.
Привыкнув к яркому свету и увидев друг друга, узники понимают, что они оба поставлены в равные условия — за ноги они прикованы цепями к трубам. Однако сначала их внимание привлекает труп человека, лежащего в центре комнаты в луже крови. В одной его руке зажат револьвер, в другой — плеер. Пока Адама рвет от отвращения, Лоуренс подходит к трупу, насколько ему это позволяет сделать цепь, пытаясь получше разглядеть его. Придя в себя, Адам оглядывается по сторонам, после чего обращает внимание на цепь. Пока Гордон пытается разглядеть труп получше, Адам впадает в истерику, дергая цепь и истошно вопя. Лоуренс интересуется, не узнает ли он их мертвого сокамерника, на что Адам отвечает отрицательно. Пообщавшись с Адамом и получив ответы на свои вопросы, Лоуренс замечает, что на стене висят совсем новые часы, что его удивляет.
Пока хирург пытается безуспешно открыть дверь, Адам обыскивает себя и находит конверт в одном из карманов. Вскрыв его, он обнаруживает кассету для плеера, на которой написано «Послушай меня». Лоуренс обыскивает себя и обнаруживает такой же конверт, однако в нём, помимо такой же кассеты, лежат ещё патрон и маленький ключ. Оба узника по очереди пытаются открыть этим ключом замки на своих цепях, но у них ничего не выходит.
Адам обращает внимание на плеер, который держит в руке их мертвый сокамерник. После нескольких попыток ему удается дотянуться до плеера и взять его. Прослушав свои кассеты, узники узнают, что фотограф Адам оказался здесь, потому что следит за другими людьми. Чтобы спастись, Адам должен что-нибудь предпринять, а Лоуренс должен убить Адама до шести часов, иначе его семья — жена Элисон и дочь Дайана — будет убита. Также похититель говорит, что человек, лежащий в центре комнаты, застрелился из-за большого количества яда в его крови. В конце он добавляет, что в комнате много подсказок и что крестом отмечено сокровище, после чего просит врача следовать зову сердца.
Используя подсказку, оставленную на кассете доктора, фотограф находит в бачке унитаза пару ножовок, однако перепилить ими цепи не удаётся. Хирург понимает, что пилы оставлены им не для цепей, а для ног. Наконец, Лоуренс догадывается, кто сделал это. Адам тут же вскакивает на ноги, требуя от Лоуренса ответа, но врач успокаивает его, говоря, что лишь знает о нём, но не знаком с ним лично. Последнее, что он слышал об их похитителе — полиция его все ещё не поймала. Гордон говорит, что знает о нём, потому что сам был подозреваемым и начинает рассказывать Адаму историю, случившеюся с ним пять месяцев назад, с самого начала.
Хирург рассказывает Адаму о серийном убийце, которому журналисты дали прозвище «Конструктор». Однако, как замечает Лоуренс, он никого не убивает — он лишь создает ситуации, в которых жертвы сами себя убивают.
Гордон узнал о Конструкторе после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Во время осмотра вместе со студентами смертельно больного пациента по имени Джон (что сообщил всем санитар Зеп, добавив, что Джон очень интересный человек, намекая, что санитар знает о пациентах намного больше, чем их лечащий врач), Гордона вызывают на допрос. Детективы Дэвид Тэпп и Стивен Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам, так как на фонарике были обнаружены его отпечатки. Однако у Гордона есть алиби, которое подтвердилось. Тем не менее, детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Одной его жертвой стал человек Пол, 46-ти летный мужчина, пытавшийся совершить самоубийство. Он оказался в лабиринте из колючей проволоки. Другой — Марк — прикидывался больным. Ему создатель смертельных ловушек ввел дозу медленнодействующего яда, облил огнеопасным веществом и заставил со свечкой искать комбинацию от сейфа, где находилось противоядие, из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре.
Однако одному человеку все же удалось выжить — это наркоманка Аманда Янг. Конструктор надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсть. Устройство можно было открыть только ключом, находящимся в желудке её сокамерника, которому была введена большая доза опия.
Позже Адам и Гордон обнаруживают, что за ними наблюдают через видеокамеру. Адам, поражаясь спокойствию доктора, напоминает ему о семье, которая, судя по всему, в данный момент находится у Конструктора. Гордон огрызается, говоря, что не перестает об этом думать, а затем дает Адаму свой бумажник, чтобы он увидел его семью, советуя посмотреть его любимую фотографию, где они запечатлены втроем. Но вместо неё Адам обнаруживает совсем другую фотографию, на которой запечатлены связанные Элисон и Дайана. На обороте фотографии дана подсказка, благодаря которой Адам понимает, что крест, о котором упомянул Конструктор, можно увидеть, если выключить свет. Тем временем, Тэпп следит за домом Гордона, считая, что он и есть Конструктор. Теперь Тэпп больше не детектив — его уволили из полиции, потому что его желание поймать убийцу привело к смерти его напарника Синга, что окончательно сломило Тэппа. Теперь он одержим желанием найти убийцу во что бы то ни стало.
Адам предлагает Гордону выключить свет. В темноте они обнаруживают на одной из стен упомянутый убийцей крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат несколько сигарет, зажигалка и мобильный телефон, который может только принимать звонки. Мобильный телефон пробуждает память Лоуренса, и он вспоминает, как его похитили. Лоуренс сначала говорит, что это случилось после работы, но позже вынужден признать, что его похитили, когда он уходил от своей любовницы Карлы.
Так же в коробке, найденной доктором, лежит записка, в которой Конструктор предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург, не желая убивать фотографа, придумывает иной план: фотограф, затянувшись сигаретой, должен сымитировать смерть. Но убийца нарушает планы своих жертв — когда Адам падает на пол, Конструктор направляет на него через цепь ток, чтобы проверить, действительно ли доктор сделал то, что он от него требует. Удар током действует на Адама, как мобильный телефон на Лоуренса — он вспоминает, как оказался здесь.
Около шести часов звонит мобильный телефон, и Элисон, которая находятся вместе с дочерью в заложниках у Зепа в их доме, говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признается, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Когда Адам в своей квартире проявлял последние снимки с доктором, на него напали и похитили.
Ровно в шесть часов Зеп в доме Гордона отключает камеру слежения. В это же время Элисон освобождается от веревки. Зеп входит в комнату и вынуждает Элисон вновь позвонить своему мужу, и в этом момент она вступает в борьбу с Зепом. Раздаются выстрелы, на которые прибегает Тэпп, следивший за домом доктора. Отбившись от Тэппа, Зеп покидает дом с намерением убить доктора. Тэпп, придя в себя, бросается за Зепом в погоню.
Лоуренс слышит лишь крики и выстрелы. В этот момент Конструктор направляет на него ток, и доктор в припадке отбрасывает телефон в сторону. Когда он приходит в себя, телефон вновь начинает звонить — спасшаяся благодаря вмешательству Тэппа Элисон пытается предупредить об этом мужа. Но доктор не может дотянуться до телефона. Считая, что жена и дочь все ещё в опасности, Гордон теряет рассудок и отпиливает себе ногу, после чего берет револьвер из руки мертвого тела, заряжает найденной в конверте пулей и стреляет в Адама.
Тэпп нагоняет Зепа в здании, где находятся Адам и Гордон, однако в борьбе санитар выстреливает бывшему детективу в грудь. После этого, Зеп входит в ванную комнату и видит что хирург застрелил фотографа. Проверив Адама, Зеп наводит пистолет на Лоуренса, говоря, что хирург опоздал. На вопрос Гордона почему, Зеп отвечает: «Таковы правила». В этот момент Адам, оставшийся в живых потому что Гордон специально стрелял в плечо, набрасывается на Зепа, сбивает его с ног и забивает санитара до смерти крышкой от бачка унитаза. Лоуренс говорит, что нужно позвать на помощь, обещает привести людей и уползает из комнаты.
Адам остается в комнате один, все ещё прикованный к трубе. Он обыскивает тело Зепа в надежде найти ключ от своей цепи. Но, к его ужасу, вместо ключа находит аудиоплеер. Фотограф понимает, что санитар все это время был такой же, как и они сами, жертвой в смертельной игре Конструктора. Согласно правилам, он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры», убить их, иначе он умрёт от яда, находящегося в его крови.
В шоке, Адам выключает плеер. И в этот момент мертвое тело, лежавшее все это время посреди комнаты, начинает медленно вставать на ноги. Адам в ужасе наблюдает, как Конструктор медленно сдирает маску с головы и адаптируется к яркому свету. Конструктор замечает, что предмет, который ушёл в канализацию вместе с водой после пробуждения Адама, и был ключом от цепи. Серия флэшбэков объясняет, что Конструктором все это время был Джон, смертельно больной пациент доктора Гордона. Адам пытается убить Джона оружием Зепа, но тот вновь напускает на Адама ток, заставляя его уронить пистолет. Джон медленно идет к двери, не обращая внимания на дико кричащего ему в след Адама, выключает свет и со словами: «Игра окончена!», закрывает дверь и оставляет фотографа в темной комнате навсегда.
Сценаристы фильма Джеймс Ван и Ли Уонелл познакомились в киношколе в Мельбурне, Австралия. В качестве зачётной работы они написали сценарий к фильму «Пила» и сняли короткометражный фильм на его основе (он был очень похож на эпизод с Амандой, только вместо Шоуни Смит там играл Ли Уоннелл). Их руководитель был настолько впечатлён увиденным, что отправил эпизод в Голливуд. Отправил и забыл. Через несколько месяцев пришло письмо, в котором говорилось, что Вана и Уоннелла приглашают снимать фильм по их сценарию. Продюсерами фильма выступили Грегг Хоффман, Питер Блок, Ларк Бернини, прежде работавшие только с мультипликационными и детскими фильмами. Они не стали делать из интересного сценария обычный дешёвый триллер для показа по телевидению, а позволили дебютантам снять то, что они хотели. Подготовка к съёмкам длилась пять дней. Никаких репетиций не планировалось, актёрам пришлось играть с чистого листа. Согласно комментарию на DVD, ночные кошмары Джеймса Вана и Ли Уонелла легли в основу большинства жутких и страшных сцен фильма. Прочитав сценарий, агент Джеймса Вана и Ли Уонелла посоветовал им снять одну из сцен в качестве короткометражки и рассылать её по голливудским студиям вместе со сценарием.
Агент по кастингу Эми Липпенс поинтересовалась у Джеймса Ванна, кого бы он хотел видеть в роли Аманды. Ван, не задумываясь, ответил: Шоуни Смит, в которую он был влюблён в юности. Спустя пару дней, к большому удивлению Джеймса, Эми сообщила, что Шоуни согласилась сыграть в фильме. Кэри Элвис, в свою очередь, согласился на роль после того, как посмотрел видеокассету, которую Джеймс Ван и Ли Уонелл специально создали для продюсеров.
Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уонелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уонелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком, а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом. Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уонеллу пришлось надевать парик. Нога, которую «отпиливает» Лоуренс — его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу, исполнителю роли «Конструктора», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мёртвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.
Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно, ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течение шести дней, пока снимали сцены с его участием.
Поскольку за исключением Дэнни Гловера весь актёрский состав состоял из малоизвестных канадских сериальных актёров[1], фильм не обещал быть коммерчески успешным и планировался к выходу сразу на видео, так как по всем критериям фильм являлся типичным представителем т. н. «независимого малобюджетного кино», заведомо не пользующегося популярностью у широких масс. Но на премьерном показе на кинофестивале «Санденс» фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы и получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уонелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, и с микроскопическим по голливудским меркам бюджетом $1,2 млн фильм собрал в мировом прокате неслыханные $103 млн, немедленно взлетев на седьмое место в рейтинге самых прибыльных фильмов всех времен. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.
Прозвище «Конструктора», англ. Jigsaw произошло от того, что на теле своих жертв он вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл» (англ. Jigsaw puzzle). По сюжету, «Конструктор» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни, и служащего на фабрике по производству манекенов.
Изначально фильм содержал множество длинных сцен, и по результатам чернового монтажа создатели решили заменить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2». Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана. Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уонелл. Самое интересное, что это устройство действительно можно настроить таким образом, что оно будет способно сломать челюсть человеку.
|
|
В сиквеле фильма выяснится, что Адам умер после событий первой части. Доктор Лоуренс Гордон после того, как отрезал себе ногу, не умер, о чём рассказывается в седьмой части «Пилы». Во второй части фильма видно, что коридор в этом здании очень длинный, и Гордон, скорее всего, не в силах был преодолеть его самостоятельно. Плюс ко всему, в сиквеле, в ванной комнате лежали тела Адама и Зепа, а если бы Гордон выжил, то тела бы были уже найдены. Но в каст-листе седьмой части упоминается Кэри Элвес — исполнитель роли доктора Лоуренса Гордона. Однако, существует и множество обратных теорий на тему, что Гордон выжил и, возможно, является помощником Конструктора. Доказательств этому есть много. Например, Конструктор вышел из комнаты очень скоро после ухода Гордона, и с учетом травмы последнего, Конструктор скорее всего догнал его в этом коридоре. Также, например, в начале второй части фильма на пленке, в ловушке Майкла мы видим хромающего на правую ногу человека, который «прячет» ключ за глазом Майкла. Сам Конструктор — инженер, механик, но не хирург. Вспоминается ловушка Морган и её мужа (прутья, проткнувшие их тела) и некоторые другие ловушки, которые мог обустроить только человек с медицинским образованием.
После выхода фильма «Пила: Последняя глава» (или «Пила 3D») выяснилось, что Гордон выжил, и Конструктор сделал его своим помощником (тем самым подтвердились теории, указанные выше) после того, как спас от смерти. После смерти самого Крамера Гордону было поручено следить за Марком Хоффманом (первым помощником Конструктора), и он выполнил свою миссию.
Керри (Дина Мейер) играет одну из главных ролей во второй части фильма. В обеих частях фильма главные «злодеи» лежали на полу в начале фильма (Конструктор в первой части, и Аманда во второй).
Изначально фильм получил рейтинг «NC-17» американской киноассоциации из-за обилия сцен насилия. Было принято решение вырезать некоторые особо кровавые эпизоды. После этого фильм был переоценён и получил рейтинг «R». Во многих странах было введено ограничение по возрасту на просмотр фильма[2]:
Фильм включён в список запрещённых к распространению в Белоруссии[4].
Год | Результат | Награда или фестиваль | Номинация | Примечания |
---|---|---|---|---|
2004 | Победа | Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне | Лучший фильм | |
2005 | Победа | Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе | Лучший триллер | |
2005 | Победа | Gérardmer Film Festival | Специальный приз жюри | Разделил награду вместе с фильмом Calvaire |
2005 | Победа | Gérardmer Film Festival | Гран-при фестиваля | |
2005 | Номинация | Teen Choice Awards | Лучший крик в фильме | Крик Адама перед финальными титрами |
2005 | Номинация | Teen Choice Awards | Лучший фильм | |
2005 | Номинация | Satellite Awards | Лучшие дополнения на DVD | |
2005 | Номинация | MTV Movie Awards | Лучшая роль в фильме ужасов/триллере | Кэри Элвес в роли доктора Гордона |
2005 | Номинация | Golden Trailer Awards | Лучший фильм ужасов | |
2005 | Номинация | Fantasporto | Лучший фильм | |
2005 | Номинация | Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) | Лучший фильм ужасов | |
2006 | Номинация | Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) | Лучшее коллекционное издание DVD |
Пила | |
---|---|
Фильмы | Пила (короткометражный фильм) (2003) · Пила (2004) · Пила II (2005) · Пила III (2006) · Пила IV (2007) · Пила V (2008) · Пила VI (2009) · Пила 3D (2010) |
Персонажи | Джон Крамер · Эрик Меттьюс · Кукла Билли |
Видеоигры | Saw: The Video Game (2009) · Saw II: Flesh & Blood (2010) |
Создатели | Джеймс Ван · Ли Уоннелл · Даррен Линн Боусман · Девид Хекл · Кевин Гротерт |
Пила: Игра на выживание.