Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Первородный грех

22-10-2023

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р

Перворо́дный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле — прародителями Адамом и Евой — грех[уточнить], последствия которого проявляются у всех живших или живущих на земле людей в силу наследования повреждённой человеческой природы.

Содержание

Происхождение термина

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale) был предложен св. Августином (354-430) и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XII века, когда был использован в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», 1662 г. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 г.:

«Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть».

В богословском лексиконе восточных св. Отцов это словосочетание почти не встречается. Что касается Символа веры, то хотя там и говорится о крещении «во оставление грехов», но ничего не говорится о «первородном грехе». Так что по происхождению своему рассматриваемая доктрина — западная (латинская).

Сейчас, как правило, богословы употребляют словосочетание «первородный грех» в двух значениях: во-первых, как само нарушение заповеди в Эдеме и, во-вторых, как поврежденное злом состояние человеческого естества вследствие этого нарушения. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) приводит следующее определение:

В своём учении о первородном грехе православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией ..., которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. "Первородный грех, – читаем в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, – есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешёл от Адама на всё человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом чрез одного Адама грех распространился на всех нас" (ч. III, отв. на вопр. 20). ... Короче: под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они чрез этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы .... Впрочем, иногда первородный грех принимается и в смысле обширном .... И именно под именем первородного греха разумеется как самый грех, так вместе и его следствия в нас: повреждённость всех наших сил, преклонность наша более ко злу, нежели к добру и прочия.

Помимо этого:

  • некоторые богословы склонны отождествлять Первородный грех с семенем тления (семенем тли), в то время, как Христос дарует всем людям семя жизни (притча о Сеятеле) [1];
  • в простонародье первородным грехом иногда ошибочно считается первое соитие прародителей — Адама и Евы, что опровергается повелением Бога «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28).

Поврежденность человечества

На Карфагенском Соборе 252 г. была обоснована необходимость крещения младенцев : «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».

Согласно христианскому учению, в результате того, что грех прародителей Адама и Евы изменил саму природу человека, сам этот грех вне зависимости от личных качеств человека «автоматически» становится частью каждого человека. В результате этого, по мнению христианства, всякий человек появляется на свет, уже подчинен закону старения и смерти, а его воля с раннего младенчества обнаруживает удобопреклонность к укоризненному греху. Таким образом, для всех потомков прародителей первородный грех видится внешнему взгляду не как личный грех человека, но как общее для всех состояние, характеризующееся деформированной по отношению к здоровому состоянию прародителей — Адама и Евы — духовно-телесной сферой.

В 50 псалме, об этом говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Этими словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается «первородногрешен». Или автор приоткрывает некоторые тайны своей семьи.

В книге пророка Иезекиль глава 18 стих 20 сказано "сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается." Поэтому можно сделать вывод, что потомки Адама и Евы не обвиняются Писанием и не понесут вины за "первородный грех".

Метастазы греховности

Повреждённость первородным грехом характеризуется:

Проблема понимания первородного греха

Догмат о первородном грехе может ставит ряд вопросов: во-первых, почему новорожденные уже оказываются виноватыми в том, чего не совершали, и, во-вторых, почему греховность имеет свойство наследоваться? Если Адам и Ева до совершения греха не знали, что такое добро и зло, следовательно, они не могли отвечать за свои действия.

В христианстве существуют две объяснительные модели.[2]

«Юридическая» теория

Автором данной теории считается Ансельм Кентерберийский [2]. Суть теории заключается в следующем. Любое преступление зависит не только от того, какой закон был нарушен но и от «значимости» персоны, против которой было совершено преступление закона. Чем больше вина, тем большее требуется удовлетворение оскорбленной стороны. Само по себе преступление прародителей не значительно, но в связи с бесконечным величием божественной личности, то и удовлетворение за совершенный проступок должно быть бесконечно велико. Требуется удовлетворение божественной справедливости. Сам человек не в состоянии принести удовлетворение за грех, за него приносит его, сам Бог Иисус Христос. Возникает понятие заслуг и сверхдолжных заслуг(отсюда продажа индульгенций). Подобное же воззрение имел Фома Аквинский и многие другие богословы Средних веков.

Протестантизм пошёл дальше. Возникает дополнительно понятие введенное Лютером и Кальвином — гнев Божий, который утоляется только крестной смертью Сына Божия Иисуса Христа.

В русскую богосоловскую школу, юридическую теорию усилено внедряли с конца XVIII века вплоть до 1917 года.

«Нравственная» теория (православная)

Кратко нравстенная теория может быть выражена словами , записанными в послании св. Апостола Павла к Колоссянам 1:20-22

...и темъ примирити всяческая къ Себе, умиротворивъ Кровию креста Его чрез Него, аще земная, аще ли небесная.И вас иногда сущих отчужденных, и врагов помышленьми в делех лукавых ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою...

Сердцевина же Искупления заключается в самой крестной смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

Современная (Органическая) теория православных богословов

В XX веке возникло ясное понимание в православных богословский кругах несостоятельности юридической теории избавления от первородного греха.

Представление о первородном грехе как о болезни, передающейся по наследству от организмов родителей к организмам детей, легло в основу иной модели, объясняющей всеобщность первородного греха. Подобную модель можно назвать органической.

Но органическая модель вменяемости первородного греха трудна для понимания и вызывает ряд вопросов:

  1. Почему мы находимся на низшей ступени как личности по сравнению с прародителями: ведь у них был свободный выбор, и они выбрали, хотя и неудачно. Но мы уже с рождения такого перво-выбора не имеем. Кстати, ведь у ангелов в момент бунта, поднятого Люцифером, каждый сам мог выбирать, с кем он будет дальше; почему же люди лишены подобной возможности?
  2. Почему Бог не ограничил распространение первородного греха на потомство Адама и Евы?
  3. Почему даже после крещения христианину приходится прилагать личные усилия для спасения, в то время как заражение первородным грехом, ко злу, к ветхому Адаму мы не выбираем: это имеется в нас как изначальная данность? Разве не просматривается в этом некоторая несправедливость?

На первый вопрос православное богословие утверждает, что свободы выбора разумных личностей людей теперь не стало меньше. Каждую секунду человек решает, как ему жить дальше, и что для него предпочтительнее: стремиться ли ему в Царствие Божие (но за Него ему придётся много потрудиться и пострадать) или жить как все (пренебрегая перспективными райскими блаженствами и игнорируя вечные муки).

Что касается ангелов, то Христос пострадал совсем не за них, но за каждого человека. И теперь у людей духовные перспективы значительно выше, чем даже у самых могущественных святых ангелов. Например, Дева Мария, с помощью Божией стала «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов».(более Святой, чем херувим, и прославляемая более серафимов) Иоанн Креститель , Николай Угодник и другие святые также явили собой равно-ангельную жизнь. Только мало людей, также желающих в своей душе принять Христа.

По второму вопросу надо сказать, что Бог очень высоко ценит человека (как Своего со-творца). Он уважает выбор человека, причём не только Адама и Евы, но и всех людей. От нас, в частности, также зависит, как будут жить наши дети, внуки, правнуки и т. д., и в нашей стране, и во всём мире. Даже злые наши поступки Бог не всегда сразу же пресекает, но долго терпит или обращает их к благим последствиям.

С третьим вопросом необходимо вспомнить то, что Христос пострадал за всех людей и всем им уже даровал спасение. Но не все люди желают принимать этот драгоценный дар от Бога. В таинствах крещения, миропомазания, причащения и других, христианину даются от Бога огромные силы бороться со всеми греховными наклонностями; у человека развиваются навыки к христианским добродетелям, и они подкрепляются невыразимой радостью в его душе. А привычка — вторая природа, в данном случае, святая.

Модель епископа Василия (Родзянко)

В своём Послании к Римлянам апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5, 12).

Сан-Францисский епископ Василий (Родзянко) в своей космологии и антропологии предложил свой вариант понимания этих слов на пути частичного возврата к Оригену, а точнее, к его ученику Евагрию. В словах ап. Павла о нашем всеобщем согрешении в Адаме (Рим. 5, 12) владыка Василий, вслед за некоторыми гностиками, видит указание на то, что само понятие «Адам» заключает в себя всё человечество (см. Адам Кадмон). Отвергая оригеновское представление о внетелесном предсуществовании человеческих душ, еп. Василий, тем не менее, предполагает предсуществование всех людей в раю в полном составе первозданного естества. Основанием для этого служит свидетельство того же апостола об избрании нас Богом Отцом в Сыне «прежде создания мира» (Еф. 1, 4). Слово «создание» он считает неверным переводом греческого «καταβολή», которое, по его мнению, надо было бы перевести как «низвержение». Иными словами, мы все когда-то пребывали в раю до тех пор, пока не нарушили Божественную заповедь, и именно в этом смысле все люди представляют собой единого согрешившего Адама. Всеобщее грехопадение ознаменовалось всемирной космологической катастрофой — низвержением мира в то состояние, которое мы наблюдаем по сей день. Это самое «καταβολή», по мнению еп. Василия, соответствует Большому взрыву (Big Bang) в наиболее популярной среди современных учёных космогонической теории. Однако если Адам и Ева — это лишь собирательные понятия, то кто же тогда их дети: Каин, Авель и прочие первые потомки? Где кончается собирательность и начинается историчность в библейском повествовании?

Примечания

  1. Архимандрит Алипий. Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. С. 249.
  2. ↑ Иерей Олег Давыденков «Догматическое богословие.»

См. также


Первородный грех.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12