13-09-2023
Маца́ (ивр. מַצָּה; чаще мн. ч. ивр. מַצּוֹת, мацот, букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опре́сноки) — лепёшки из теста, не прошедшего ферментацию (в отличие от «квасного», хамец); единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах.
Содержание |
Тора предписывает употребление мацы в Песах как напоминание о том, что во время Исхода израильтяне «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить» (Исх.12:39)
Поедание мацы в первый день праздника Песах — одна из 613 заповедей Торы.
Во времена Храма маца предписывалась также при мучных жертвоприношениях, которые не могут быть приготовлены из квашеного теста (Лев.2:11).
Маца является важнейшим компонентом пасхального Седера. Интересно философское содержание понятия мацы: скорость изготовления теста, которое не должно закваситься, символизирует рвение исполнения заповедей, духовное, а обычный хлеб, квасное — ослепляющая человека гордыня.
Из мацы приготовляют также различные блюда, например, мацебрай. При измельчении мацы получается «мацовая мука», из которой выпекают различные изделия.
Для католиков и ряда протестантов, использующих в евхаристии гостию, закваска символизирует грех (Мф.16:11,12; 1Кор.5:6,7), а опресноки символизируют чистоту, истину и безгрешное тело Христа:
Затем он взял хлеб, воздал благодарность Богу, разломил его и дал им, сказав: «Это означает моё тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне (Лк.22:19)
|
Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:6,8)
|
В православной церкви, напротив, в евхаристии используется квасной хлеб (см. просфора), а закваска символизирует человеческую часть природы Христа:
Употреблять хлеб без дрожжей значит подразумевать, что Христос не имел человеческой души, и таким образом, впасть в ересь Апполинария.— Никита Стифат, «Против латинян»
Также восточное христианство в споре об опресноках приводит в качестве аргумента тридцать третий стих из тринадцатой главы Евангелия от Матфея:
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
В антисемитской литературе и в народных суевериях маца связывается с употреблением крови христианских младенцев[1].
Это заготовка статьи об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Опресноки.