Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Марена (мифология)

19-05-2023

У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)
Марена

Вынос Марены. Горная Орава, Словакия.
Воплощение Смерти, зимы
Мифология: Славянская
В иных культурах: Марс

Марена (польск. Marzana, Śmiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, укр. Марена) — в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны[1].

Содержание

Функции и происхождение

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы[2]. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). В. В. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью)[3]. В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется ее образ в неоязыческой сфере[4][5]

Народные обряды

Как правило, чучело Mарены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней, вышедшей замуж, невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала, Кострома, Русальная неделя, Масленица).

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е, ВербноеKvětná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т.п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший ypoжай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кто-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.)[1].

На Украине на Авдотью Плющиху носят чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении[6]. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия[1].

Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Валенцова М. М., 2004. С. 180.
  2. В. В. Иванов, В. Н. Топоров. «Марена». Мифы народов мира, т. II. М.:Российская энциклопедия, 1994.
  3. В. В. Иванов, В. Н. Топоров. «Индоевропейская мифология». Мифы народов мира, т. I. М.:Российская энциклопедия, 1994.
  4. «Богиня Марена (Мара)» на «Славянском Информационном Портале»
  5. «Мара (Марена)» на «Славянском языческом портале»
  6. Терещенко, 1999

Литература

  1. Валенцова М. М. Марена // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004. — 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
  2. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.

Ссылки

  • Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена // Мифологический словарь
  • Мара, маруха, мора, кикимора // Мифологический словарь
  • Мара // Мифологический словарь
  • Мара // Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка
  • Мара в Викитеке

Марена (мифология).

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12