23-10-2023
Славяне в раннем средневековье занимали крупные участки территории Центральной и Восточной Европы, и прежде всего, в землях родины индоевропейской семьи языков, частью которой они были, в одной группе с балтами.
Что касается их прародины — существует большое расхождение во мнениях, но сегодня большинство ученых стремится искать его в северном бассейне Днепра и Десны. В Европе с середины XIX века историческая наука стремится определить характеристики славянской культуры. В более поздних работах (вторая половина ХХ века), исследователи пришли к выводу, что после окончания великих переселений в этой территориальной области уже не было единой славянской культуры. Историки, участвовавшие в определении характеристик славянской культуры — это, в первую очередь, Александр Брюкнер и Любор Нидерле.
Русские ученые, популяризаторы идеи панславизма — Базилов, Довжьенок, Греков, Южков и Коропаткин пытались доказать, что славянская культура берет свое начало на Востоке, но эти утверждения не были подтверждены документами или археологическими данными.
Славянские поселения строились около рек и ручьев — природных путей сообщения, также предпочтение отдавалось селениям в безопасных районах(например, в окружении дремучего бора) где строились «улицовки» (строительство домов по обеим сторонам дороги на всем её протяжении), а в районах, где была реальной угроза вторжения врагов или диких животных, строились «окольницы» (строительство домов вокруг главной площади, а само поселение, как правило, обносилось частоколом). В поселениях второго типа, также, делались ворота, которые закрывались на ночь(в том числе и для защиты домашнего скота от нападения хищников ночью). Такие поселения с легкостью могли отбиться от шайки разбойников, но в случае серьезного вторжения жителям приходилось уходить в более укрепленные города.
Селение у рек и прочих водоемов располагало местных жителей к такой деятельности, как рыболовство или бобровничество. После вырубки части леса, на его месте начинали выращивание проса, ячменя, пшеницы, ржи, льна и хмеля. В рамках натурального хозяйства каждая семья, как правило, сама удовлетворяла свои потребности. Глава семьи был плотником, производителем инструментов, пчеловодом и пивоваром, а женщина воспитывала детей, готовила пищу, ткала и шила одежду, делала из кожи и меха обувь.
Только два ремесленнических вида производства требовали разделения труда — гончарное дело и металлообработка. Блюда были тонкими, первые делались вручную, а затем с помощью гончарного круга. Славянам характерны горшки без ушей, имеющий вместо него особые ручки в формате изогнутых краёв сосуда. Блюда украшались волнистыми (в основном, шнуровая керамика), в нижней части судна помещался знак, вероятно, «клеймо» гончара. Кузнецы подковывали лошадей, изготавливали железные лезвия для плугов (которые пришли на смену ралам и сохам), основные инструменты и металлическое оружие (ножи, лезвия копья и топоры). Оружие лучшего качества, такое как кинжалы и мечи, доставляли из других стран
, вероятно, главным образом, из области Моравии и Германии.Славяне, как и все первобытные народы поклонялись силам природы. На первом месте был культ солнца, который почитался в воплощении бога Сварожича. Некоторые славянские племена строили в честь своих божеств богатые храмы, которые обслуживались друидами и жрецами. В большинстве племен, которые не строили храмы, поклонение богам проходило в «священных рощах». Помимо основных божеств были незначительные духи природы — рек, лесов, полей и дома.
Каждая семья поклонялись духам предков. Считалось, что они пребывают в темноте и холоде за пределами мира и завидуют живым. Чтобы успокоить их и дать им почувствовать себя живыми, им приносились дары как дома, так и во времена весенних и осенних праздников мертвых, когда люди шли посещать их могилы и приносили им еду. Также, у них были боги Доля (удача) и Недоля (неудача). Со временем, однако, их культ смешался с культом поклонения предкам.
Большинство славянских могил — скелетовые, реже — кремированные. Вместе с покойным хоронили его предметы повседневного быта, а реже (в основном, у Восточных славян) хоронили лошадей и оружие (особенно в курганах с покойным вождем).
Первоначально был только бартер между жителями одного ополя или племени. В заключительном периоде, однако, можно увидеть следы доисторических торговых путей славян как внутри их собственной территории, так и за ее пределами, в основном, в Риме, в Германии и Византии. Как все молодые и примитивные культуры, древние славяня использовали римские, византийские, арабские и персидские монеты в торговых сделках, но не чеканили своих монет. Самый известный торговый путь — т. н. янтарный путь, идущий от Балтийского моря до Аквилеи в Италии. Важный опорный пункт на маршруте — Калиш.
Культура древних славян.