Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») — духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинствакрещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крещаемого (крестника или крестницы). Крёстные между собой и биологическими родителями называются кумовьями.
По современным обычаям, крёстных должно быть двое (обоих полов). Древние же церковные правила предусматривали одного крёстного (того же пола, что и крещаемый).
Обязанности восприемников таковы, что не каждый человек может быть допущен к восприятию от купели крещаемого. Церковными правилами[1] устраняются от этого:
Родители самого крещаемого и лица, состоящие в кровном родстве (это запрещение не носит безусловно обязательной силы)
Монахи, так как монашеский сан соединяется с полным отречением от мира (исторически монашеские власти и монахи необщежительных монастырей бывают восприемниками[2]).
Малолетние
Иноверцы, причём не только нехристиане, но даже и инославные. В некоторых случаях в прошлом по политическим обстоятельствам допускались восприемники из инославных, но с тем, чтобы они читали символ веры так, как он читается в православной церкви.
Источники расходятся в вопросе, могут ли крёстные отец и мать вступить в брак между собой: дореволюционное церковное право этому не препятствовало[3], многие современные источники утверждают обратное[4]. Согласно 53 правилу VI Вселенского собора такой брак невозможен. Этого правила в настоящее время придерживается Русская Православная Церковь[источник не указан 450 дней].
научить крестников обращаться к таинствам церкви (исповедь и причащение)
дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря
приучать посещать церковные службы и поститься
В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги.
Курс церковного права. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312.
Вера и разум. 1904. Т. 1. Харьков, 1904. С. 529.
Курс церковного права. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312: если восприемники .. настоятельно просят о дозволении им сочетаться браком, то не запрещать
Восприемник: почетное право. Православие и современность.: В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой.
Восприемник: почетное право. Православие и современность.
Воспреемники // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
Восприемники — их качества и обязанности // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.