17-06-2023
Гестас (также Гесмас) — преступник, распятый на Лобном месте (Голгофе) вместе с Иисусом Христом и Дисмасом (благоразумный разбойник).
Так называемый безумный разбойник, упоминается в Евангелие от Луки:
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону... Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас»... (Лк.23:32-43)
|
В Евангелии от Луки оба разбойника безымянны, впервые его имя зафиксировано в апокрифическом Евангелие от Никодима[1], датируемом серединой IV века в форме Геста. В средневековом сочинении Золотая легенда его имя записано как Гесмас.
Гестас (именуемый Думахус) является также персонажем Арабского евангелия детства Спасителя (VI век). Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить. В другом варианте предания рассказывается о том, как Гесмас ограбил святого Иосифа во время Бегства в Египет, в то время как Дисмас спас Деву Марию и Младенца Иисуса. Существует также легенда, что во время Бегства в Египет Богородица спасла каплей своего молока младенца Дисмаса, младенец Гемас же был вскормлен только своей матерью. Разбойник упоминается в латинском стихе-талисмане от воров.[2]
В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV—XVI века) рассказывается о кресте безумного разбойника. Крест этот был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх.15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа.[3] По-видимому, крест Гестаса, хотя и был признан найденным равноапостольной Еленой, не был признан реликвией. Дальнейшая его судьба неизвестна.
В Иудеe приговаривали к смертной казни за грабеж, разбой, убийство, возмущение народа. Дисмас и Гестас являются первоначальными образцами раскаявшегося (Дисмас) и нераскаявшегося (Гестас) грешников. Одного ждал — Рай, другого — Ад.
Гестас.