16-05-2023
Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.
В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в серединеXVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.
Содержание |
Вязь на рогатине тверского великого князя Бориса Александровича
«Апостол», напечатанный в 1563/1564 гг. Иваном Фёдоровым
Надгробие 1666 года: Спасо-Преображенский монастырь, г. Ярославль
Эскиз плаката XIX в. — завет царя Алексея Михайловича охотникам
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как автор — Н. Каринский — умер в 1935 году.
Вязь.