Interlandltd.ru

Лечебная медицина

Апокатастасис

18-10-2023

Апокатастасис (др.-греч. ἀποκατάστασις — восстановление) — богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении.

В народном христианстве идея апокатастасиса проявляется во мнении, что адские муки не вечны, и что после соразмерного наказания по грехам своим в аду грешники могут попасть в рай.

Содержание

Использование термина у Св. Отцов

Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось:

  • св. Иустином Философом: «Христос пришел для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
  • св. Игнатием Богоносцем, поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
  • св. Иринеем Лионским, учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, — тем более Жизнь (то есть Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу»;
  • св. Феофилом Антиохийским, учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
  • св. Климентом Римским, желающим, чтобы Бог восстановил среди Коринфян единство и братскую любовь.

Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал Климент Александрийский. Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния диавола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через Второе пришествие Иисуса Христа и т.д). На 5-м Вселенском соборе учение Оригена о всеобщем спасении (9-й анафематизм) было осуждено. В дальнейшем это осуждение повторили 6-й и 7-й Вселенские Соборы [1].

Учение о всеобщем спасении также было предложено св. Григорием Нисским и Исааком Сирином. Эсхатологическая судьба мира представлялась в духе апокатастасиса также в рамках гностического учения Василида Александрийского.

Критика учения о всеобщем спасении

В своей научной работе Юрий Максимов, считает, что текст Исаака Сирина на самом деле не принадлежит его перу, но приписывается ему ошибочно[2]. Там же он ссылается на целый ряд соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того приводит высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Эфесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца, и что противоположное мнение ошибочно.

Примечания

  1. О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе).Часть 2
  2. Юрий Максимов - "Вечны ли адские муки?" Часть 3

Ссылки

  • Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 1
  • Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 2
  • Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 3
  • Священник Николай Баринов. О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе)
  • О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе). Часть 2
  • О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе
  • Серегин А. В. Апокатастасис и традиционная эсхатология у Оригена
  • Сайт azbyka.ru
  • епископ Каллист (Уэр) Спасение по учению преподобного Силуана Афонского
  • епископ Каллист (Уэр) Смеем ли мы надеяться на спасение всех? на сайте Православие и мир.
  • Антоний Сурожский о всеобщем спасении
  • Юрий Максимов Святые отцы и «оптимистическое богословие»
  • Прот. Владимир Башкиров Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена
  • Епископ Венский и Австрийский Иларион Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного Предания


Апокатастасис.

© 2016–2023 interlandltd.ru, Россия, Орел, ул. Кустова 70, +7 (4862) 20-00-12