18-10-2023
Апокатастасис (др.-греч. ἀποκατάστασις — восстановление) — богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении.
В народном христианстве идея апокатастасиса проявляется во мнении, что адские муки не вечны, и что после соразмерного наказания по грехам своим в аду грешники могут попасть в рай.
Содержание |
Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось:
Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал Климент Александрийский. Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния диавола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через Второе пришествие Иисуса Христа и т.д). На 5-м Вселенском соборе учение Оригена о всеобщем спасении (9-й анафематизм) было осуждено. В дальнейшем это осуждение повторили 6-й и 7-й Вселенские Соборы [1].
Учение о всеобщем спасении также было предложено св. Григорием Нисским и Исааком Сирином. Эсхатологическая судьба мира представлялась в духе апокатастасиса также в рамках гностического учения Василида Александрийского.
В своей научной работе Юрий Максимов, считает, что текст Исаака Сирина на самом деле не принадлежит его перу, но приписывается ему ошибочно[2]. Там же он ссылается на целый ряд соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того приводит высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Эфесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца, и что противоположное мнение ошибочно.
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Апокатастасис.